На ток с луком?

Изображение На ток с луком?
Изображение На ток с луком?

В конце апреля этого года Русский клуб охоты с луком» при поддержке Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Министерства природных ресурсов РФ провел первую официальную экспериментальную охоту на глухаря во время весеннего тока с применением лука и стрел.

Охота проходила в ведомственном хозяйстве департамента Тверской области Бежецкого района (Федеральное государственное бюджетное учреждение, государственное опытное охотничье хозяйство) ФГБУ ГООХ «Медведица». В охоте принимали участие: Сергей Анатольевич Бешенцев – охотник, руководитель Русского клуба охоты с луком, Геннадий Викторович Журкин – биолог-охотовед, директор ФГБУ ГООХ «Медведица», Николай Александрович Шебеченков – биолог-охотовед, начальник участка, на котором проходила охота.


Объектом охоты был самец глухаря. Экспериментальная охота проводилась с целью выявления эффективности лука со стрелами как метательного оружия, применяемого для добычи боровой дичи на территории Российской Федерации. Основной задачей являлось определение способов проведения охоты с луком и стрелами на территории РФ, а также исследование поражающего фактора и ущерба, нанесенного животному при такой его добыче.


В данной охоте использовался блочный спортивно-охотничий лук Bowtech Destroyer 350. Сила дуги 27 кг (60 Lbs).Прицел Octane, полочка Nap Apache, стабилизатор Sims modul, STS система. Использовались карбоновые стрелы Carbon Express с наконечниками Nap Hellrazor 3-Blade весом 6,5 грамма. (100 gr). Общий вес стрелы в сборе составляет 26,7 граммов (410 gr). Начальная скорость полета стрелы, выпущенной из данного лука, составляет 80 м/с (338 fps).


Весна в этом году задержалась на две недели и началась дружно, что грозило нашему току быстро «перегореть». Поэтому мы поспешили в «Медведицу» как только это было возможно. Ток для нас берегли и никого туда не пускали, более того, его обнаружили только в начале весны, и можно было условно считать, что птица здесь нестреляная и непуганая. Ток собирал на поле брани 11 петухов, по меркам среднерусской охоты это очень прилично.


Добравшись до базы к ночи, мы сразу стали собираться на ток, который располагался в трех километрах. Спать почти не пришлось, и в три часа утра выдвинулись на охоту. Минут за сорок добрались до места. Подготовили лук и стрелы и, вслушиваясь в темноту, отмечали слабое, отдельное токование нескольких петухов. В компании охотника и охотоведов был еще и оператор, который должен был снять процесс охоты, но было достаточно темно, камере не хватало освещенности, и его вместе с наблюдателями было решено оставить в самом начале подхода к глухарю. Выбрали ближнего, азартно токующего петуха, и охотник начал подход под его брачную песню. На слуху было еще пять поющих петухов, и двигаться нужно было крайне осторожно. Подход к птице занял примерно двадцать минут, и ее, сидящую на толстой ветке сосны на расстоянии 32 метров, вполне можно было рассмотреть.


В охоте с луком очень важно правильно определить дистанцию до цели. Траектория полета стрелы крутая, и при стрельбе более чем на 20 м (дальность прямого выстрела)нужно делать поправки каждые 5 метров. Охотник с луком обязан уметь правильно определять дистанцию на глаз или пользоваться дальномером, что и было сделано для надежности.


32 метра – дистанция длиннее «средней», требующая точного прицеливания. В охоте с луком есть термин «этика выстрела», который подразумевает и ограничение дистанции до объекта охоты. Обычно дальше 40 метров не стреляют, оптимальной будет дистанция 20–25 метров. В нашем случае глухарь сидел открыто, и его силуэт был отчетливо виден на фоне светлеющего неба. Ветки сосны не были препятствием полета стрелы, что также важно при выстреле, т.к. при малейшем касании чего-либо в полете стрела резко меняет свою траекторию. Охотник растянул лук и начал прицеливание, но тут наш глухарь неожиданно слетел на землю, едва не задев охотника крыльями; опустился в нескольких метрах от него и продолжил токовать уже на земле. Медленно, под песню, охотник пытался выцелить глухаря еще раз, но на фоне темного леса это было сделать крайне трудно. Глухарь был в нескольких метрах, но при рассмотрении в систему диоптрических прицелов лука все казалось темным, и точно прицелиться не было возможности. В этой ситуации было бы эффективно стрелять из традиционного лука. В нем нет прицелов, и стрелять из него, при определенном навыке, на дистанции до 20 метров более эффективно. Но мы, в надежде на то что стрелять придется на дереве, взяли блочный лук, более быстрый и точный.


Петух еще несколько минут побегал вокруг охотника и, услышав зов копалухи, отлетел метров на сто, и ток вместе с ним переместился на землю в моховое болото. Петухи токовали уже на земле, подпрыгивали, хлопали крыльями и выясняли отношения. Те, что остались на деревьях, «тэкали» в разных сторонах. Копалухи откликались, и ток был в самом разгаре. Подойти незамеченным к токующему петуху в этой ситуации оказалось сложно: молчащий петух был осторожен и при нашем подходе к поющему с шумом взлетел. Весь ток тут же затих.


При использовании огнестрельного оружия уже давно можно было отстреляться и быть с добычей, но охота с луком усложнила задачу, и в первый день охоты мы остались без трофея.


В следующий выход собрались пораньше и за час до рассвета уже были на месте. Несмотря на полную темноту, пело уже два петуха. Выбрав ближайшего, охотник стал скрадывать его по все правилам – под песню, не спеша. К токующему петуху удалось подойти максимально близко, и охотник встал под деревом, на котором пел глухарь. Было еще темно, птицу было только слышно. Зайдя с западной стороны на восход солнца под песню, охотник увидел на большой сосне темный силуэт глухаря. Его корпус был закрыт толстыми ветками, и стрелять в такой ситуации было нельзя. Охотник решил подождать, пока немного рассветет. Тем временем ближайшие петухи замолчали – возможно, они слышали наш подход. Пел только наш глухарь. Но вскоре, не слыша ответа на свой вызов, он начал беспокоиться. Сделав пару куплетов, он слетел на землю и отчаянно захлопал крыльями, вызывая соперников на бой. Никто не откликнулся. Глухарь продолжал бегать вокруг дерева, токуя отчаянно. Ждать было нельзя. Петух, не найдя ответа у соплеменников, мог улететь в любую минуту. Было светлее, чем накануне, и силуэт птицы едва различался в прицел. Выбрав момент, когда токующий глухарь оказался на фоне светлого мха, охотник выпустил стрелу. Попадание было по месту, и пробитая насквозь птица делала попытки взлететь, рывками перемещаясь на несколько метров. Быстро подскочив к битой птице, охотник прижал ее к земле. Несколько секунд, и глухарь затих.


Каковы же выводы? В очередной раз лук доказал свою эффективность в охоте. Охота с луком менее добычлива по сравнению с огнестрельным оружием и требует от охотника безупречной подготовки. При этом охотник получает гораздо больше впечатлений, т.к. находится в непосредственной близости от дичи и не во всех случаях может произвести выстрел из-за помех в виде веток, недостаточной освещенности, «неэтичной дистанции» и прочего.
При выстреле из лука не происходит фактора беспокойства, т.к. лук не издает сильного шума. Охоту с луком на глухаря выберут для себя охотники, предпочитающие много охоты, но мало добычи.