Но такой «заспавшей» весны, чтобы вроде бы с одной стороны и солнышком баловала, а с другой снегами засыпала, уже давненько не случалось.
Март прошёл так словно и не весенний месяц это был. Да что про март говорить, середина апреля на дворе, а птичья мелюзга у кормушки, что подвешена к ореховому кусту возле моего дома, с самого раннего утра суетиться. Тут и дятлы и сойки, снегири и синицы, воробьи и сороки. Всё кругом снежно, а о проталинах лишь мечтать приходится. А снегопад-пурга, что накрыла 23 марта на целые три дня, вообще заставила крепко поволноваться. Даже верба замерла в цвете. Ночные заморозки давали к утру крепкий наст, что для середины апреля бывает достаточно не часто. Ну а снегопад на Благовещение – 7 апреля расстроил окончательно, уже казалось, что конца и края не будет этим зимним причудам природы.
Но как не придерживай зима своё время, весна всё одно о себе заявляет. И первым делом это видно на реках. Хоть и большинство из них ещё во льду прикрытым снегом, но на тех где течение по бойчее, вода всё таки пробила себе дорожку, согнав ледяной панцирь. Достаточно тёплые дни в интервале между 8 и 10 апреля подняли воду на реках, ещё больше образовав обширные вымоины у берегов. Лёд тронулся окончательно!
В фенологическом календаре прилёта птиц так же сбой. Всё началось с грачей! Они на Подмосковной Мещёре появились лишь 28 марта и это дней на 10-12 позже обычных сроков. 6 апреля видел дрозда-рябинника, а вот утром 9 апреля прогуливая по апрельскому лесу ранним утром услышал первую песню чёрного дрозда, хотя накануне вечером лес молчал и лишь диковатая песня совы-неясыти нарушала его спокойствие.
7 апреля во второй половине дня заприметил стайку зябликов, но вот песни их так и не слышал. В этот же день наблюдал трясогузку.
11 апреля появились первые бабочки-крапивницы.
Особую радость доставила небольшая стайка скворцов увиденная мной вечером 9 апреля. Знать совсем не за горами настоящая дружная весна.
Заглянул я и в свой фенологический дневник дабы воскресить в памяти а как было в совсем не давних вёснах и нужно ли так сильно ругать нынешнюю за её не спешность. И вот что увидел:
2003 год. Весна затяжная. 18-21 апреля в лес пройти не возможно. Все дороги в глубоком снегу. 27 апреля в лесу много снега. 25 апреля сильный снег. Первые перелётные птицы появились лишь после 10 апреля. Первая тяга 14 апреля.
2006 год. 27 марта температура воздуха + 2. Частые дожди. И тем не менее грачи прилетели 24 марта. 01 апреля прилетели скворцы, трясогузки, зяблики, чёрные дрозды. К середине апреля снег в лесу почти стаял.
2009 год. Начало марта обещало раннюю весну. Но в конце месяца резко похолодало. Начались снегопады. Так 1 апреля выдался очень снежный день. Чибисы, жаворонки появившиеся ещё в конце марта в первый числах апреля пропали. Гусиные караваны, стаи уток пошли в обратном направлении. Резкое потепление лишь в конце апреля. А 01 мая уже прилетели ласточки.
Так что поздняя весна, это уж и не такое редкое явление. И если суммировать все мои наблюдения за более чем за тридцать лет могу сказать определённо, что таких вёсен намного больше, нежели тех когда снег стаивал в середине марта и вальдшнеп начинал тянуть в двадцатых числах марта.
Весна это всегда приятное время года, даже пусть и такая ленивая как в этом году.
Комментарии (1)
Ivan Ozhiganov
Отчего же ленивая. Ранняя и сухая, ни единого дождя. В полях, хоть на "жигулях" катайся. Вот уже и пироманы проснулись, дымком запахло.