В подтверждение хочу рассказать о двух лисах.
Одна из них была столь невеликой смекалки и ходила под гончей на таких маленьких кругах, что взять ее не составило большого труда.
Другую же иначе как «профессорша» и не назовешь.
С лисой часто приходится иметь дело во время охоты на зайцев, когда гончая натечет на лисий след. Лиса и пахнет сильнее, чем заяц, и след свой не путает так, как косой.
Поэтому гончая с большим удовольствием гонит лису к великому огорчению охотников, надеявшихся поохотиться на зайчиков. Обычно лиса уводит гончую так далеко, что гон уходит со слуха, и охотники не знают, как быть. Есть опасность и того, что гончая не вернется вообще.
Но в том случае, о котором я хочу рассказать читателям, все было по-другому.
Поздней осенью мы охотились по зайцу в Долголуговском охотхозяйстве неподалеку от Москвы. Мороза еще не было, и пропитанный водой снег заполнял все низинки. Наша компания во главе с егерем Филипповым стояла на просеках, окружавших небольшой холм, где уже давно и хорошо гонял выжлец.
Мы все ждали, когда же заяц выскочит на просеку, как и положено нормальному зайцу. Несколько раз гон проходил совсем близко от меня, но в зарослях. Наконец мое терпение лопнуло, и, когда гон снова прошел мимо, я углубился в лес.
Один из охотников потом говорил, что, увидев что-то замелькавшее между стволами деревьев, а это были мои ноги, он едва не выстрелил. Только я стал на небольшой полянке, как увидел неторопливо трусившую лису и первым же выстрелом добыл ее.
Видимо, нашей лисоньке не хотелось спускаться с более или менее сухого холма и форсировать лужи с мокрым снегом, за что она и поплатилась.
Когда на мой крик «Готов!» все подошли, то увидели на боку у лисы какую-то странную голую проплешину. Филиппов, однако, сказал, что в этом нет ничего страшного, и быстро снял с лисы шкуру.
Второй случай произошел в окрестностях города Кольчугино, что во Владимирской области. На охоту по зайцу я отправился с местным жителем Марком и его русской гончей Вестой. По дороге до места охоты Марк рассказал, что собаке недавно исполнилось три года и она имеет оценку «очень хорошо» за экстерьер и диплом III степени по зайцу.
В том году по чернотропу из-под нее уже взяли двух зайцев. Было видно, что Веста хорошо воспитана: она не тянула со всей силы поводок, а спокойно шла рядом с хозяином, хотя, конечно, ей очень хотелось скорее в лес.
За разговорами не заметили, как дошли до места, где стали попадаться заячьи следы. Уже выпал снег, но лыжи еще не требовались. Утро было морозным и солнечным. Углубившись немного в лес, спустили собаку, и вскоре она погнала.
Сначала мы обрадовались такому быстрому началу охоты, но радость наша оказалась преждевременной. Гон удалялся по прямой, что было совсем не похоже на преследование собакой зайца. А вскоре и по следам увидели, что Веста гонит лису. Но, еще не сойдя со слуха, гон вдруг прекратился.
Мы пошли по следу, и вышли на шоссе Кольчугино – Киржач, близ которого и обнаружили сколовшуюся гончую. А в нескольких сотнях метров на шоссе стоял РАФик. Два человека вышли из него и махали нам руками. Взяв Весту на поводок, мы подошли к ним.
Оказалось, водитель и его пассажиры – заядлые охотники, они заметили, как лиса, выскочив на шоссе, довольно долго (метров триста) бежала за машиной совсем близко от нее и только потом нырнула в лес.
Удивившись странному поведению лисицы, они предположили, что таким хитрым способом она отделывается от гончей и, чтобы убедиться в этом, дождались нас. Маневр лисы удался на все сто процентов – вонь на загазованной дороге полностью заглушила запах ее следов.
Авторитетное подтверждение того, что не все лисицы одинаковы, я нашел у корифея русской охоты Н.А. Зворыкина.
Вот что он пишет в своем труде «Охота на лисиц»: «Лисица является животным сметливым, хотя понятливость лисиц далеко не является признаком, присущим всем лисицам; и между ними встречаются … экземпляры тупые».
Комментарии (0)