Весенняя охота в Астрахани: прошлое и настоящее

Изображение Весенняя охота в Астрахани:  прошлое и настоящее
Изображение Весенняя охота в Астрахани:  прошлое и настоящее

Весеннюю охоту в Астраханской области открывали последний раз с 13 по 28 марта 2009 года

Вот и март... Ночами все чаще возвращаюсь в свое счастливое детство и юность. Мысленно перемещаюсь из заснеженной Калуги в продуваемую холодными весенними ветрами мою малую родину – Астрахань.

Здесь с каждым днем все теплее, хотя ильмени, озера и мелкие ерики еще подо льдом. Но солнце каждый день отвоевывает у зимы воду. В поднебесье все чаще слышны переклички возвращающихся с мест зимовок гусей и казарок, северной утки. Приходит пора весенней охоты. И ведь в те далекие годы весенняя охота на селезней и гусей открывалась…

Середина марта 1961 года. Школьные каникулы. Рабочий поселок нефтяников, расположенный на берегу матушки Волги. Воспетую в песнях великую реку, без которой нет России, еще не перегородил каскад водохранилищ. Только-только начался ледоход. На берегу смолят куласы, готовясь к близкой рыбалке на кормилицу воблу. А воздух на берегу пахнет арбузом. На заснеженных полях появились первые проталины. Снег набух. Тает прямо на глазах под ласковым весенним солнышком. Воздух чист и свеж. В незнакомом, расположенном севернее Астрахани Аксарайске еще не найден газ. Не началась его добыча и переработка, со временем до неузнаваемости изменившая не только природу, но и жизнь астраханцев.

Уже почти месяц как возвращаются с зимовки лебеди, гуси, казарки и утки. Станицы спешащих на север птиц видны все светлое время. Свист крыльев доносится отовсюду. Он накатывает из поднебесья, стоит над Волгой, временами заглушая шум льдин. Свист крыльев и призывное кряканье нетерпеливых уточек доносится с полей.

Мы, трое друзей-одноклассников, пробираемся по раскисшему под тающим снегом проселку. Мы идем к виднеющимся камышам ильменя с красивым именем «Лаптев». Он ближе к нашему поселку, а дальше, у виднеющихся бугров, есть ильмень «Лопухи», правее – «Никаноровский».

Все мы идем на охоту, сжимая в руках самодельные луки. Изредка в стороне ильменей раздаются выстрелы и взмывают над камышами птицы. Вдруг замечаем, что со стороны Волги летит какая-то стая. Птиц еще трудно различить, но уже слышатся их все нарастающие крики: «Ки-уик, ки-уик». Устремляемся скрыться в уколке камыша.

А стая наплывает. Уже заметно, что эти птицы крупнее уток, но меньше гусей. Да и цвет их какой-то праздничный. Вот они уже над нами и, кажется, заполнили все небо. Заметив нас, они оживленно перекликаются. Это точно не гуси и не утки. Завороженно вглядываемся в них. Они летят высоко и не снижаются над ильменем. Грудь и шея диковинных птиц коричнево-красные. На границах черного и красного цветов видна белая полоска. Туловище черно-белое, клюв маленький, шея довольно короткая.

Дома мне отец объяснил, что это были краснозобые казарки. Добывать их ему не удавалось, а видеть приходилось. Так состоялась моя первая встреча с этой удивительной птицей. В те годы краснозобые казарки еще зимовали на юго-западе Каспия, а поэтому их можно было увидеть в период миграций.

Весна в тот далекий год запомнилась и тем, что я чуть не добыл настоящую утку. Это случилось во время одной из наших детских охот у ильменя «Лаптев». Были мы там с Сашей Лаврентьевым. Стая уток накрыла нас все в том же уколке камыша. Мы успели натянуть луки и послать наши стрелы в эту стаю. Стрелы прошили воздух перед стаей, дошли до верхней точки, а затем, падая, одна из них ударила по птице. Она, конечно же, не могла и не смогла причинить вреда утке. Но как же мы ликовали и наперебой кричали друг другу, что чуть не добыли дичь!

Краснозобых казарок в ту весну больше не встретилось. Они, как нам рассказали наши отцы и деды-охотники, тянут через наши места с неделю. Их можно встретить у нас и поздней осенью, когда они летят на зимовку. (Краснозобая казарка уже давно занесена в Красную книгу, и охота на нее запрещена. – Ред.)

Весенняя охота в наших краях открывалась. Однако не все наши деды и отцы охотились на весенних селезней. Многие в эти дни ловили преднерестовую икряную щуку. Не было в наших местах и весенней охоты на гуся. Гусь проходил над нашими местами без остановок, в поднебесье. Помнятся лишь единичные случаи их добычи весной. Причем добывали наши местные охотники пяток селезней за зорьку. Безусловно, осуждались случаи стрельбы по сотенным стаям пролетных уток. Для подманивания селезней использовались манки и чучела уток. Чаще они были самодельные из дерева, но некоторые охотники имели резиновые.

Никто из моих земляков-охотников не гордился трофеями, каждый добывал ровно столько, сколько было необходимо для пропитания его семьи. Не было среди них и стрелков. Ружье можно было купить в сельмаге соседней Татаро-Башмаковки. Но вот для того чтобы стать охотником, необходимо было не только сдать охотминимум, но и иметь поддержку охотничьего коллектива, которые в те годы существовали практически на каждом предприятии. На рынках добытую охотниками-любителями дичь продавать не разрешалось. И в то же время уток и гусей можно было приобрести в торговой сети, где реализовывалась дичь, добытая весной промышленными охотниками, которые в те годы работали в низовых колхозах.

Весенняя охота запрещена в Астраханской области с 1976 года. Причем это непростое решение было принято тогда, когда по оценкам ученых Астраханского заповедника водоплавающей птицы было как никогда много.

Заслуженный эколог РФ, кандидат биологических наук и ведущий сотрудник Астраханского заповедника Г. Русанов в СМИ неоднократно подчеркивает, что в дельте были не только благоприятные экологические условия, но и увеличились пригодные для гнездования угодья. Это было связано с обмелением и частичным обсыханием авандельты из-за понижения уровня Каспия. Сейчас же уровень Каспия повысился. Сократились в несколько раз места гнездования дичи. Лучшие в недавнем прошлом охотничьи угодья утратили свое значение для воспроизводства серого гуся, кряквы и лысухи. В разы сократилось число водоплавающих на гнездовании. Весенняя охота по новым правилам в регионе предполагается в марте. А в это время остатки гнездящихся в регионе серых гусей рассредоточиваются по местам гнездования. Во второй половине марта часть гусей приступает к яйцекладке. Птицы, привязанные к гнездам, теряют осторожность. Поэтому могут попасть под выстрелы охотников.

Весеннюю охоту в Астраханской области открывали последний раз с 13 по 28 марта 2009 года. Тогда ее разрешили только в охотничьих хозяйствах с соблюдением целого ряда требований. Прежде всего в хозяйстве необходимо было иметь достаточное количество подсадных уток. Нужна была база по содержанию, воспитанию и воспроизводству подсадных уток. Необходим был и штат егерской службы, способный контролировать территории охотхозяйства в охотничий сезон.

Как потом оценили это чиновники региональной Службы природопользования и охраны окружающей среды, специалисты ряда охотничьих хозяйств, попытка себя не оправдала. Были выстрелы по стаям, и под выстрел попадали не только селезни, но и утки. Охоту практиковали и без подсадных уток.

В 2010 году весеннюю охоту в области не открывали. С такой просьбой к главе региона тогда обратилась служба природопользования и охраны окружающей среды по инициативе охотпользователей и охотников-любителей. Губернатор поддержал это предложение и подписал соответствующее постановление правительства Астраханской области.

Вот и в этом году охоту не открыли. Хотя определенная часть охотников, функционеров от охоты и господ бизнесменов от охоты жаждут этого. Они ждут весеннюю охоту. Сторонниками открытия весенней охоты в регионе выступают отдельные руководители Астраханского РОО «Областное общество охотников и рыболовов», руководители ряда организаций в сфере охотничьего туризма. Причем они подчеркивают, что без открытия весенней охоты трудно приучать охотников к правильной охоте. Они говорят, что растет этика охотников. К тому же большинство любителей может отличить селезня от утки. Охотиться из шалаша с подсадной на селезней, говорят они, научим. По их утверждению, не все воспользуются правом на весеннюю охоту, а поэтому всю прилетевшую утку и гуся не разгонят.

В то же время они считают закрытие весенней охоты в области несправедливым решением. Ведь в этот же период в соседних регионах весенняя охота проводится ежегодно. Вот и слышны по весне выстрелы в труднодоступных угодьях.