Реквием по Гамлету

Изображение Реквием по Гамлету
Изображение Реквием по Гамлету

Побывать на вальдшнепиной тяге – счастье

Стоять на заветном месте где-нибудь на опушке или слушать на вырубке журчание ручья и блеяние бекаса, вдыхая чистый холодный, пахнувший талым снегом воздух! А как только солнце скроется за верхушками деревьев, до тебя долетит долгожданное хорканье, от которого твое сердце заколотиться, как на первом свидании…

Вальдшнеп – великий хитрец и обманщик, оттого и охота на него редко бывает добычлива. А мы все равно будем охотиться, ведь не за добычей ездим.

Александр Стефанов

Теперь для меня этот вид охоты – ритуал, символ, талисман, залог того, что с приходом весны все в твоей жизни наладится, изменится к лучшему. Поэтому пропускать весеннюю охоту на ночного кулика нельзя ни в коем случае. А пристрастился к вальдшнепиной тяге я в тот год, когда завел легавую – английского сеттера. Как было не порадовать своего питомца, вывезти его подальше от весенней городской грязи?! Двенадцать лет он играл очень важную в весенней охоте на вальдшнепа роль ретривера – собаки, отыскивающей и подающей сбитую птицу. Но собачий век короток. Пришло время, и моей собаки не стало. Весной я отправился на свое проверенное место уже один. Без всякого энтузиазма. «А не лучше ли остаться дома?» – думал я, вспоминая, сколько раз выручал меня вислоухий помощник.

Скоро я стоял на самом узком месте огромной вырубки, где уже успели вырасти молодые елочки. Их междурядье не заросло молодыми побегами ольхи, березы и осины, так как в свое время все это было специально передавлено гусеницами трактора. Услышав хорканье вальдшнепа, я свободно маневрировал по чистому месту, маскируясь за посадками. Более того, увидев далеко от себя пролетающего ночного кулика, мог подбросить свою шапку.

За моей спиной находилась еще одна вырубка, отделенная узкой полоской невысоких берез. Тракторами там не прошлись, и она вся заросла. Туда-то и тянули по всей вероятности самцы в поисках подруг. И путь у них был только через мой перешеек. Место было настолько проверено, что я всегда стоял и не дергался, а если и видел птицу вдалеке, моя шапка меня, как правило, выручала. Для успеха нужно лишь одно – тяга. Что она будет отличной, я не сомневался: вечер стоял по-весеннему теплый, юго-западный ветерок нагнал низких облаков, из которых вскоре посыпало теплым весенним дождем.

Первый вальдшнеп пошел прямо на меня, когда еще и не начало темнеть. Выстрел в штык не самый удобный для легашатника, привыкшего отпускать птицу. Но на этот раз мне удалось вовремя накрыть долгоносика обоими стволами, и он упал прямо мне под ноги. Казалось, и дальше все будет складываться удачно. Прошло минут пятнадцать. Где-то вдалеке затукали автоматы соседей. Вот показался мой второй вальдшнеп. Это была идеальная мишень. Намокшая на дожде птица шла низко и медленно, подставляя свой левый бок под стволы моего ИЖ-27. После первого выстрела она тряпкой упала метрах в тридцати от меня. Не спеша я двинулся к месту падения вальдшнепа, но найти его так и не смог. Полчаса безуспешно топтался вокруг молодых елочек, разгребая пожухлую прошлогоднюю траву. Чисто битая птица как сквозь землю провалилась. А вальдшнепы продолжали хоркать и цвиркать над моей головой, устроив настоящий реквием по моему Гамлету.

По правде говоря, мой сеттер был далек от идеала. Он плохо аппортировал, мог погнать летящего долгоносика, мешая стрелку. Бывало, что и подранка трепал. Но в чем нельзя было ему отказать – он всегда находил битую птицу, не упускал и тех, которые после не совсем удачных дуплетов убегали далеко от стрелка. Моей основной проблемой было отыскать не подранка, а саму собаку, которая уходила в поиск за сотню метров. Найти же в темном лесу белой масти сеттера, стоящего с опущенными ушами над битой птицей, куда как легче, чем самого вальдшнепа. За 12 лет я так привык к этому, что не взял с собой даже фонаря. Пришлось оставаться на ночь на родительской даче. Проведя ночь под шуршание мышей, я с рассветом пошел разыскивать свой трофей. Долго искать не пришлось. Как я не наступил на него вечером – уму непостижимо. Только чему тут удивляться? Ночного кулика на прошлогодней траве при плохом освещении может просмотреть не только очкарик-ветеран, но и молодой охотник!

С того памятного дня прошло несколько лет. Я регулярно выбираюсь на вальдшнепиную тягу. Может быть, мой опыт будет полезен для начинающих охотников, которые не завели четвероногого помощника.

Если у вас нет собаки, первое требование к месту охоты должно заключаться не в том, чтобы ночные кулики летели на вас один за другим. Выбирая засидку, оглянитесь кругом. Если впереди нет чистого, удобного для поиска места, куда бы упала после выстрела сбитая птица, поищите другое, более удобное для стрельбы. Вы ведь не будете стрелять утку, которая непременно упадет в топкое место, если у вас нет аппортирующей собаки.

По этой причине мне пришлось покинуть мою любимую вырубку, где я стоял по вальдшнепу с собакой: подросшие за последние годы елочки не позволяли точно определять места падения птиц после выстрела, что значительно затрудняло их поиск. На новом месте вальдшнепы уже не валят десятками за одну тягу, зато подбирать птицу куда удобнее.

Теперь я стараюсь не стрелять в птицу, летящую над высокими деревьями, тянущую над лесом. Падая даже после верного выстрела, она может застрять в кроне подлеска, ну а о том, чтобы найти и поймать в темном лесу подранка без собаки, можете и не мечтать.

Что касается патронов, то скажу честно: тут я не специалист, так и остался легашатником, стреляющим из-под стойки. Ясно одно: чем более дальний выстрел, тем труднее отыскать птицу, а стрелять на близкой дистанции, особенно если вальдшнеп тянет прямо на тебя, удобнее из цилиндров. Для чоковых стволов лучше всего использовать патроны с дисперсантом.

Старайтесь попасть первым выстрелом. После него вальдшнеп, как правило, начнет делать кульбиты почище бекаса. Если вы не снайпер, удержитесь от второго выстрела. Когда долгоносик не упал сразу после выстрела, а пошел вниз на бреющем полете, не ищите его слишком долго. Как считают специалисты, воздушные завихрения от дроби он принимает за атаку хищной птицы и старается затаиться на земле. Ну а уж если он шлепнулся на землю и вы чувствуете, что действительно хорошо его зацепили, ищите, ищите его до последнего, и не с фонариком от мобильного телефона, а с хорошей фарой-искателем!

Охота на вальдшнепиной тяге очень азартна, особенно когда где-то рядом с вами хлопают пятизарядные автоматы. Помните, что пятый выстрел – это практически полная гарантия того, что птица через мгновение будет над вами.

Конечно, этими советами можно и пренебречь, но помните: «Вальдшнеп – великий хитрец и обманщик». Собираясь на вальдшнепа, «мы не за добычей едем», но надо сделать все возможное, чтобы найти битую птицу и не наделать подранков. В этом и заключается этика весенней охоты на ночного кулика.