Как живете, мужики?

Изображение Как живете, мужики?
Изображение Как живете, мужики?

Все у нас, ребята, будет хорошо, но не сразу!

Вот и опубликованы очередные новые правила охоты в РФ, вот и приблизили нас еще на шажок к немецкой модели охотоведения. Чуток придавили загонную охоту и серьезно «поправили» весеннюю.

С весенним разнесением сроков по водоплавающей и боровой дичи вышел просто шедевр — посмотреть бы хоть на его автора, писателя-фантаста, светилу охотоведения. Зато продлили сроки по лосю. А кабану и вовсе дали карт-бланш. Выстрелы в “частных” хозяйствах, да и то не во всех, теперь будут прерываться фактически только на один месяц — май. Таким образом, решена одна из самых больших проблем при получении доходов от охотничьего хозяйства — сезонность. Бумажки лишь какие-то добавились при оформлении разрешений (а то их до того не хватало!). “Поправки” эти, по всей видимости, не последние, будут очередные шажки и в западном направлении.

Но бог с ними, с правилами, их и не соблюдает уже почти никто. Речь не об этом. Речь о том, как живем мы, городские охотники, как охотимся, о чем думаем и чего ждем. Об охотничьих небожителях, которые иногда падают с неба то на Алтае, то в других местах, мы беспокоиться не будем — о них, если что, МЧС побеспокоится. Поговорим о себе.

Во время последних поездок мне много и о многом довелось побеседовать с охотниками и егерями в разных местах — благо охота из-за повсеместных сугробов фактически была сорвана. Что ж тогда не посидеть с хорошими людьми под огурчики с грибочками и не поговорить! И вот что выходит. Почти все охотники из районных центров живут хреново, охотятся мало, думают о хлебе насущном, беспокоятся за детей и со злой иронией в адрес властей думают, что будет еще хуже. Хотя куда уж, казалось бы, хуже? У областных охотников дела чуть получше, но настроения в целом те же.

Что же волнует или, правильнее сказать, бесит городских собратьев по охотничьей страсти из европейских областей России? Во-первых, постоянный рост цен на все подряд, в том числе и на охоту на фоне повсеместно установившихся (или установленных?) мизерных зарплат. Во-вторых, сокращение доступных, знакомых чуть ли не с детства, недалеких и, как правило, самых богатых охотугодий. Это либо образованные (захваченные) за последние лет семь так называемые частные хозяйства (хотя какие они частные? земля-то федеральная, т. е. общенародная!), либо общественные охотугодья, в которых председатели обществ и директора охотхозяйств так увлеклись коммерцией и заболели зеленой болезнью, что забыли не только о гостях — “рядовых” охотниках, но и своих собственных членов обществ толком за людей не считают, хотя взносы и отработки с них собирают исправно. Да и за путевки не забывают хоть сколько-нибудь, да содрать. Цены даже на мелочь у частников и коммерсантов-общественников такие, что дух захватывает.

Это когда день охоты по любой мелочи от рябчика до зайца от 300 рублей начинается и 1000 не заканчивается. Все это, естественно, без обслуживания. Особенно все это “радует”, если понимаешь, что популяциями болотно-луговой, рябчиков, зайцев, уток, тетеревов, глухарей управляют вовсе не частники, председатели обществ или директора хозяйств, и даже уже не Господь Бог, а… кто? Правильно! Откормленные, обласканные, многочисленные и обнаглевшие стада кабанов. Все ведь видели, как повсеместно зарастают кабаньими вышками, словно грибами, живописные поляны. Вот вам и приоритетное направление охотоведения европейской части нашей (повторюсь: нашей, потому что у нас другой нет и другая не нужна) страны! Вот почему во многих хозяйствах начали забывать, как гончие с легавыми выглядят. И не дай бог, своих привезешь — кабанов напугаешь. Кабаны напугаются — у них аппетит ухудшится, станут реже к вышкам ходить. План по валу на свинобойне упасть может, тогда денег чуть меньше по карманам рассуется, а надо-то все больше и больше. Чистая коммерция!

Читал тут в “РОГ” пару статей Залогина о захватывающих перипетиях ночного убийства подсвинков с вышки. Бросали бы Вы, Виктор, такую охоту или хотя бы не описывали ее за подписью “охотовед”. Ну да, у нас и в вольерах пострелять любители находятся. Это нормально: каждому — свое!

Но еще больше бесят простых охотников “хозяйcтва”, в которых и вовсе нет прайс-листов. Это, как правило, хозяйства крупных воротил — бизнесменов, различного рода приближенных особ. Там всегда шлагбаум на въезде и охрана, вооруженная до зубов. Правда, от местных слышал пару историй об охотничьих набегах на такие хозяйства. Обычно в ситуациях, когда шеф отсутствует, охрана ведет себя довольно скромно. Все это напомнило мне несколько прочитанных в альманахе “Охотничьи просторы” рассказов о набегах на частные лесные дачи в начале прошлого века. Тогда все было точно так же, как сегодня, если не считать УАЗов и моторных лодок. Все в истории действительно повторяется сначала в виде трагедии, потом в виде фарса. Трагедий нам, пожалуй, хватает. Значит, будем наблюдать фарс.

Так на кого же ориентирована наша нынешняя охота? Давайте прикинем. Занятый охотник на выходные за 600 километров не поедет: и дорого, и нет смысла — больше много времени на дорогу потратишь. Значит поедет за 100, 200 максимум 300 км. Бюджет такой поездки только по бензину сейчас вылетит тысячи в полторы — две с половиной! Плюс путевки взять, плюс койку снять (если зима или осень поздняя или весна ранняя), плюс покушать купить, ну и выпить, соответственно! Словом, 8–10 тысяч приготовь, а если вдвоем, то по пять на каждого, и то без особого шика. Как-то не очень разъездишься, если 20–50 тыс. в месяц получаешь, а на периферии сейчас люди реально за 7–12 пашут без выходных. Вот вам и поездки! Это я привел охоту на мелочь, а вот с дичью покрупнее поинтереснее будет! Итак:

— тетерев (весна) — 2 000–5 000;

— глухарь (весна) — 5 000–10 000;

— кабан — 15 000–30 000–45 000 (сеголеток, свинья/половозрелый, трофей);

— лось — 40 000–60 000–80 000 (бычок, половозрелый/корова, трофей);

— медведь — 40 000–100 000–25 0000 (средний зверь, крупный, трофей) — цена сильно варьируется в зависимости от места охоты (дороже всего Камчатка и звери от 300 кг).

Вот вам и несоблюдение правил, и несоблюдение законов, и так называемый правовой нигилизм! Так как же мы охотимся? А очень даже просто. У всех появились (или были) знакомые егеря или местные охотники в дремучей глухомани. Вот там мы все и охотимся по совсем другим ценам и по совсем другим (гораздо более честным и по отношению к дичи, и по отношению к людям) правилам.

А что до декларируемых законом “Об охоте…” 80% частных угодий в России, то все это, конечно, полный бред. Сразу видно, что писатели закона слабовато ориентируются и в нашей охоте, и в охотниках, и в охотничьем хозяйстве. Слабовато они себе представляют, например, Красноярский край, Тюменскую область, Якутию. Любой из этих регионов чуть ли не больше всей Западной Европы вместе взятой! 80% они прописали для регионов, ближайших к крупным городам — Москве, Питеру и др. А что, все по закону! Но даже и в этих регионах им землю не особенно-то отдают. И ВОО, и РООиРы, и ООиРы за свою землю взялись, суды выиграли и отправили варягов куда следует. Не помогли ни ставки за единицу площади, которые пытались лукаво варьировать в вилке от 1 до 10 рублей за га (а это, между прочим, разница в десять раз!), ни погектарная оплата лесных угодий, ни ввод единого госохотбилета, который и ввести-то толком нигде не могут, просто потому что это нигде никому не нужно!

Все у нас, ребята, будет хорошо, но не сразу! Сначала придется еще какое-то время фарс понаблюдать.