Подарки уходящей осени

Изображение Подарки уходящей осени
Изображение Подарки уходящей осени

Середина ноября, дождливым вечером, натопив печь на даче, я пролистываю свой охотничий дневник. День для меня знаменательный, 14 ноября, четыре года моей собаке, курцхаару Аде, да и четвертое поле, как говорят легашатники.

Ещё чуть больше недели, и можно подводить итоги по перу за сезон. Но так как время ещё есть, вспомню наиболее яркие моменты нашей охоты.

Начало было слегка скомканным, метания по новым угодьям в поисках, как всегда, нетронутых угодий, желаемого результата не принесли. Нет, дичь была, но в количестве не более, чем в «родном» углу. Разница только в паре сотен намотанных километров. Поэтому, успокоившись и взяв сезонку, спокойно стали с легавой прочесывать угодья в окрестностях дачи.

Собака не подводила, а поводил иногда я, не раз промазав по удобной для выстрела дичи. Но морозилка, тем не менее, заполнялась, не было только в ней куропаток.

По моему мнению, в нашем районе, в этом году, куропатка замечательно пережила летние катаклизмы, и значительно увеличилась в количестве, собираясь в большие стаи и проводя почти все время вдоль мокрых оврагов. Летом, то и дело они перебегали дорогу, массово грелись в разрытых муравейниках вместе с молодняком, грея душу предстоящими охотами.

Но, как всегда, когда охота открыта, попробуй их найди… Вдоль оврагов уже натопали мы тропы, огороды на окраинах деревень знали наизусть, пашни и озимые – везде пусто. Последнего коростеля подняли семнадцатого октября, в теле, увесистый.

И решил, что пора, родную ТОЗ-63 16 калибра поставить в сейф, а взять любимую МЦ 21-12. Если уж куропаток найдем, шансов реализоваться будет поболее.

Время шло, а куропаток и след простыл. Но, как всегда помог случай и собака. Стоял я в раздумьях, на краю заброшенных огородов деревни, куда ещё можно податься, но ответа не было.

Везде был, много где ходил, а «кур» всё нет. Ада, тем временем, повернула на ветер, и полезла в овраг с рогозом (не путать с камышом). Отозвал, но ситуация повторилась. Ветер был с оврага, решил, что возможно, подранок утки забился в крепях, т.к. рядом болото, и стал наблюдать. Легавая пропала из виду, только шевеления растительности выдавали собаку.

И вот она вышла на противоположный склон оврага, поднялась, и… стойка!!! Секундное замешательство, и я спускаюсь в овраг. Треск и шум такой, как не старался, что неведомая дичь начала перебегать, собака переместилась метра на три и опять в стойке.

Овраг пройти я не успел, под носом у собаки взлетела стая долгожданных куропаток, голов пятнадцать, и улетела в поле за холм. Мы возбуждены, ветер на нас, челноком в погоню. Минут через 20 стойка, крепко стоит, подбегаю, команда «вперед » !!!

Как всегда, шумно подрывается стая, первым сбиваю одну, вторым и третьим выстрелом – мимо. Посылаю Аду подать. По опыту слежу за куропатками, куда переместятся. Отлетели далеко, около одного километра, сели у фермы. «Тёртая» стая, летит почти до горизонта. Ада носится по пятачку, возбуждена, а добычи нашей нет.

Подзываю, отвожу назад, челноком запускаю на ветер. И вот причуяла, прыжок собаки, куропатка перепархивает, ещё прыжок, поймала. Ура, с полем !!! Теперь проще до машины дойти и к ферме подъехать.

Предательски звонит телефон, и крайне срочные дела заставляют прервать охоту на два часа, надо выезжать на Симферопольское шоссе. Попутно звоню другу, у него две первопольные легавые, сообщаю о найденной стае, что есть возможность поднатаскать четвероногих друзей, если повторно найдем стаю. Друг спешно выезжает из Москвы.

И вот я у фермы, друг ещё в пути. Места крепкие, челночим старательно, и так ещё около часа. Прошли ферму, овраг, пастбище с пятью коровами, и опять почти у места, где подняли куропаток в первый раз. Ада заметно прибавила ходу, оживилась, и… стойка, метрах в двадцати от первого подъема.

Вижу свои гильзы с первой стрельбы, с трудом веря собаке, подхожу, командую, стая поднимается в воздух, стреляю опять три раза, первым беру, а два мимо. Куропатки сместились метров на четыреста на этом же поле, садятся - это хорошо. Ада подает молодую куропатку (лапки ещё в желтизну).

Пытаюсь понять причины промахов. Решение есть, ловлю себя на мысли, что оба раза, первым выстрелом стрелял прицельно, а после падения дичи, стрелял в стаю. Досылаю три патрона в МЦ (всегда в ружье 4 патрона), т.к. больше трех раз, с моим темпом стрельбы, по стае никогда не стрелял, после третьего выстрела «куры» вылетают из сектора уверенной стрельбы, а четвертый патрон – если подранок.

Навожу собаку, минут через десять, собака тянет вправо от посадки птиц, заставляю Аду сместиться, но она опять смещается правее.

«Собаке надо верить» - вспоминаю чью-то золотую фразу. И вот она опять в стойке. Мысленно пытаюсь сосредоточиться, заставить себя стрелять прицельно по каждой птице. Командую, взлёт. Первым есть, вторым есть, третьим – опять в стаю. Стая перелетела по ветру в начало поля. Курцхаар подает одну птицу, вторую найти не можем.

Опять отходим назад и идем на ветер челноком. Подранок пойман, чмокаю помощницу в мокрый нос. Руки колотит легкая дрожь, сердце стучит, как волнительно!!! Такие работы собаки и под конец осени – это только по куропаткам, остальные уже в теплых краях…

Звоню другу, он вот-вот приедет с женой, выписывают разрешение у егеря. Иду их встречать. Попили чаю, отработали его собачки, причем замечательно, на подачу ещё теплой птицы, и опять выходим в поле вместе с первопольными собаками. Подстроились на ветер. Ещё минут десять, и пока «молодежь» забавно виляла хвостами на набродах, активно пытаясь понять, где главный источник запаха, Адка встала в пятую стойку за день.

Бегом к собаке, солнце уже в закате, слепит, команда, подъем птиц, первым мимо, вторым поправляюсь, третьим опять в стаю. Куропатки пересекли поле и скрылись у оврага без видимой посадки. Вот и пятая куропатка в тороках. Ещё час до темноты, но стаю мы больше не нашли. Не нашли и на следующее утро…


Да, именно работа собаки по куропаткам, была самой яркой и волнительной в этом сезоне, именно эти моменты уходящей осени я и «пронесу» сквозь зиму и весну до следующего сезона охоты по перу. А коли летнее-осенняя охота подходит к концу, пора расчехлять милый ИЖ-27, в надежде на зайчика, кстати, которого мы ни одного и не увидели за весь почти прошедший сезон.

Смотрите видео по теме

 Фотографии и видео автора