Нельзя исключить, что у многих начинающих охотников сложится мнение об охоте с вышки как о мероприятии, весьма далеком от настоящей охоты. Замечу, что эта охота является не только интересной, но и достаточно сложной, особенно когда ставится задача добыть трофейного зверя.
Забудем о вышках с подогревом и освещением прикормочной площадки, куда кабанье поголовье «в ожидании VIP-стрелка», как по расписанию, выходит кормиться, стоит егерю погреметь ведром, подсыпая в кормушки отборную кукурузу. Чаще всего в охотничьих хозяйствах вышка – это будка примерно 1,5х1,5 м, с узкими окошечками-бойницами с трех сторон, с доской-лавкой и парой мешков для мягкости сидения. Зимой перед этим сооружением на подкормочной площадке – зерновые отходы, реже кукуруза или просроченные продукты, о поставках которых предприимчивые охотустроители договариваются с магазинами, ведь свинья – тварь всеядная, с удовольствием съест и зачерствевший хлеб, и заплесневевшие печенье и сухари, не откажется от рыбы с душком…
В осенний период подобные сооружения устраивают у посеянных хозяйством овсов, но здесь присутствует определенный риск, так как посевы могут быть «выбиты» кабаном и прочим лесным зверьем до открытия охоты, особенно в местах, где сельское хозяйство прекратило свое существование и лесная делянка с посеянными злаками оказалась единственной в округе. Впрочем, и это укрытие считается среди зверовых охотников достаточно комфортным, но далеко не всегда добычливым в летне-осенний период, когда кабан может подкормиться не только на колхозных полях или крестьянских огородах, но и в лесу, по зонам затопления рек и водохранилищ, среди заболоченных мест, выкапывая корневища различных растений и личинок насекомых.
Здесь, как правило, устраивают засидки-лабазы приличной высоты для лучшего обозрения и, если позволяет местность и растительность, как можно ближе к кабаньим покопам. Чаще всего это несколько жердей с перекладиной-упором для ружья. Устанавливаются такие «вышки» в местах, охотно посещаемых кабанами в определенный период, под конкретную, чаще всего непродолжительную охоту.
Следует заметить, что во многих хозяйствах «попасть» на вышку у подкормочной площадки можно только при условии, что ружье охотника оснащено прицелом ночного видения (ПНВ), хотя его применение правилами охоты ставится под сомнение. Да и так ли удобен и универсален ночник для охоты в темное время?
ПНВ – устройство довольно тяжелое, для мощных калибров не всегда подходящее, требующее специального посадочного места. Вступая в противоречие (по мнению ряда охотников довольно спорное) с правилами охоты, часто по стоимости оно значительно превосходит карабин, на который устанавливается.
Значительно упрощают прицеливание в темное время лазерные целеуказатели (ЛЦУ). Охотнику нет необходимости, производя выстрел, полностью прикладываться к гребню ложи, прикрывать левый глаз (для многих охотников прицеливание двумя глазами затруднительно), достаточно навести метку луча на кабана и нажать на спуск. А если следить за зверем двумя глазами не через прицел, то даже в темную ночь на снегу кабаний силуэт будет достаточно хорошо заметен. К тому же ЛЦУ можно отнести к бюджетному ряду ночных прицельных приспособлений, как и определенную категорию подствольных фонарей.
Решить проблему точной ночной стрельбы с использованием дневных или штатных прицелов в последнее время многим охотникам помогает подствольный фонарь. Даже самая «простенькая» охотничья «лампа» имеет быстросъемное крепление различной конструкции (часто универсальное) для установки на разные виды оружия, выносную кнопку включения (на некоторых моделях фонарей беспроводную). Важно и то не последнее достоинство фонаря, что «свободными» остаются «родные» прицелы и отпадает необходимость их проверки и перенастройки после ночной охоты.
Правда, следует заметить, что кабан не лось, – под светом долго стоять не будет. Даже мелкие кабанчики, потревоженные лучом фонаря, обычно стараются покинуть подкормочную площадку. Так что, охотясь с фонарем, нужно быть не только готовым, но и уметь быстро произвести прицельный выстрел. Отчасти эту проблему решают светофильтры, входящие в комплект большинства моделей подствольных охотничьих фонарей.
Многие животные (кабан, медведь, лось, волк, лиса) не видят света в зеленом и красном диапазоне волн. Это позволяет охотнику осматривать местность в темноте, не тревожа животных. Исключением могут оказаться уже стрелянные из-под фонаря звери, но даже в этом случае реакция на «цветной» свет будет замедленной, и несколько дополнительных секунд на выстрел окажутся далеко не лишними.
В условиях тумана или задымления фонарь с фильтрами продолжит нормально выполнять свою функцию, в то время как белый свет окажется бесполезен... Многие подствольные фонари имеют как дополнительную опцию инфракрасный фильтр, превращающий их в мощнейшую подсветку для ПНС, что делает даже ночники первого поколения пригодными для комфортной стрельбы в абсолютной темноте.
Гнаться за фонарем с большой дальностью светового потока при охоте с вышки не имеет смысла. Редко приходится стрелять зимой на подкормочной площадке дальше 30–40 шагов. Так что фонарь, рассчитанный на дистанцию 100 м (есть на 500 м и более), будет в самый раз.
Когда используется штатный прицел в комплексе с фонарем, то на вопрос, как целиться, можно ответить: как днем. При сильном наклоне линии выстрела (более 45°) рекомендуется взять на половину ладони повыше.
Если вы применяете оптику плюс фонарь, остановитесь на прицелах с небольшим увеличением или на прицелах, настроенных на наименьшую кратность, позволяющих быстро поймать кабанчика на метку прицела. Но если вы встанете перед выбором: специально приобретать нарезной ствол для охоты на кабана с вышки или не «ломать голову» и ехать на охоту с гладкостволкой, – то посоветую для такой охоты гладкий ствол с зарядом 8–9 мм картечи, который будет намного надежней, чем нарезной патрон.
Пулевой выстрел требует абсолютно точного прицеливания, выверки положения мушки относительно целика (прицельной планки), а если учесть то, что ружье может оказаться под разными углами наклона, то даже маленькая помарка или неточное определение убойного места могут стать причиной нерезультативного выстрела. Ведь сеголеток кабана – зверь небольшой, кажущийся солидным лишь благодаря зимней взъерошенной щетине. Так что ошибка в 10–15 см – и после выстрела пулевым патроном перед вышкой окажется недоеденная кукуруза и кабанья щетина, срезанная пулей, «причесавшей» загривок или бок сеголетка. Вот поэтому, многие охотники отдают предпочтение картечному выстрелу.
Фонарь с фильтром или ЛЦУ (а есть комплекс: «фонарь со встроенным целеуказателем») и даже «примитивная» светящаяся мушка, установленные на двустволке или самозарядке, позволят послать заряд картечи достаточно точно. А девять картечин, согласованных пластиковым контейнером, разойдутся как раз настолько, чтобы исправить возможные ошибки во время быстрого прицеливания.
Охота с вышки не столь проста, как может показаться с первого взгляда. Конечно, когда морозы «закрутили», снега много и голод гонит кабанов на подкормочную площадку, зверь теряет осторожность. Стоит егерю погреметь ведром, подсыпая зерно или отруби, не пройдет и нескольких минут, как у вышки закрутится кабанья молодь, выбирая из снега корм, а чуть в отдалении, под укрытием леса, среди стволов деревьев, похрюкивая и шумно втягивая рылом воздух, замелькают особи покрупнее, стараясь определить, будет ли сегодняшний «ужин» безопасным. Но это в январе-феврале скорее исключение, чем правило.
Прошли новогодние праздники; охота идет уже не один месяц; молодь приобрела печальный опыт встречи с охотниками; настеганное постоянным преследованием кабанье поголовье уже беспечно не вывалит к вышке. Малейшее неосторожное движение охотника или дуновение ветерка, принесшего посторонний запах, тревожное хрюканье старой свиньи – и все стадо, вот-вот готовое выйти на подкормочную площадку, отворачивает и, шумно треща по еловому мелятнику, уходит прочь от вышки. Охотнику остается лишь гадать, что было тому причиной: выкуренная перед охотой сигарета, почищенное импортной (с приятным ароматом) смазкой ружье или излишне теплая куртка, «заставившая» вспотеть.
Так что готовиться к охоте на кабана с вышки следует не только ответственно, но и продуманно. Правильно подобрать амуницию, патроны, проверить бой ружья, установку осветительных приспособлений, не пренебречь новинками (нейтрализаторами запаха для тела и ружейной смазки, пластырями-грелками) и, конечно, быть готовым на долгие часы ожидания выхода кабанов далеко не в комфортных условиях зимней ночи.
Часто причиной неудачи бывает присутствие егеря на вышке рядом с охотником. Конечно, случаи, описанные Сергеем Лосевым, которые произошли с ним и его друзьями на охоте на кабана с вышки в Ярославской области, скорее исключение, чем правило: один егерь все время трепался по телефону, другой замерз и охоту прекратил, а у третьего прихватило живот, и он, не отходя от вышки…
Местные кабаны знают своего егеря не только по запаху, но и по «структуре» поведения, воспринимая его как «кормильца», который пришел к вышке шумно, насыпал корм и, не хоронясь, ушел назад к снегоходу, саням, деревне. Обычно все происходящее у кабанов на слуху, и, когда что-то нарушается, кабаны становятся осторожнее. Хотя это больше характерно для трофейного зверя, который может «не полениться» и обойти подкормочную площадку, «посчитав» входы и выходы, чем для сеголеток, которые не научились ценить свою шкуру, как старый секач.
В заключение лично у меня возникает вопрос: почему с 1 января по 28 февраля можно стрелять кабанью молодь только с вышки и нельзя проводить загонные охоты, которые будут значительно продуктивнее по глубокому снегу, чем в малоснежные ноябрь и декабрь? Если запрет на загоны «обозначается» составителями закона «Об охоте…» как мероприятие против браконьерства, то многими это воспринимается как борьба с рядовым охотником. Ведь в большинстве частных хозяйств, где охота только для «своих», не делают различия не только между взрослым кабаном и сеголетком, но и количеством полученных лицензий и фактически отстрелянным зверем и редко вспоминают о сроках и способах добычи.
Комментарии (1)
Юрий Александров
Коммерсантам здесь не место, особенно таким прытким.