В этой статье мне хотелось бы рассказать о двух охотах на гусей, состоявшихся в конце двух охотничьих сезонов на просторах Западной Сибири в Кулундинской степи.
Они, на мой взгляд, наиболее показательны, с точки зрения, необходимости жесткого соблюдения правил организации таких охот.
Итак, все по порядку.
2008 год, вечер, 19-00. Мы с Володей активно готовим на ужин добытого Юрой буквально час назад крупного белолобого гуся. Юра и Николай, спрятавшись за деревьями на краю нашего березового колка, в котором мы спрятали машины и разбили лагерь наблюдают в бинокли за скошеной хлебной полосой, расположенной примерно в километре от нас.
За полосой – озеро, заросшее камышом, и на нем скопилось приличное количество пролетного белолобого гуся. Периодически с озера поднимаются стайки птиц и одна за другой опускаются на полосу. Идет работа по выслеживанию гусей, жирующих на полосе.
2009 год, вечер, 23-00. Наша усталая команда в составе Володи, Юры и вашего покорного слуги подъезжает к большому степному озеру с множеством скрытых среди густых камышей обширных плесов. Позади полторы сотни километров.
Обследовано множество озер и хлебных полос, но птица не найдена и завтрашняя охота под большим вопросом. Володя останавливает «уазик» почти у самой воды. Мы выходим из машины. Большая полная луна серебристым светом освещает метелки тихо шелестящих желтых камышей, высвечивая на воде мерцающие дорожки, уходящие в сторону противоположного берега.
Там, на той стороне озера, старая немецкая деревня. Юра и Володя просят меня послушать, не гогочут ли на воде гуси. Изо всех сил напрягаю слух. Есть! Сквозь шуршание камышей до моего слуха доносится тихое гоготание белолобиков. Оно идет из глубины озера почти по всей его длине. Это означает, что птицы здесь скопилось немало. Надо что-то предпринимать.
Подготовка к охоте
2008, 20-30, уже совсем стемнело. Гуси покинули полосу. Быстро проглотив ужин, садимся в машины и выдвигаемся к полосе. Машины останавливаем у ее края, чтобы не следить на ней шинами. Берем лопаты и идем на работу.
Расположение птиц на полосе и как они заходят на посадку определено. Поэтому скрадки располагаем по схеме 2 + 2. Между каждой парой расстояние около 40 метров. В каждой паре порядка десяти. Профили будут расставлены в пространстве между парами скрадков, чтобы подлетающая стая, снижаясь на них, как бы «вливалась в воронку», попадая под перекрестный огонь всех четырех стрелков. На полосе много разбросанной соломы, поэтому скрадки делаем с брустверами, что облегчает работу.
Но чтобы замаскировать их приходится идти за соломой в дальний конец поля. Свой скрадок я выкопал на 4 полных штыка, и с бруствером у меня отличная маскировка. Наконец, работа закончена, и мы уезжаем в ближайший колок на ночевку. Там же мы и спрячем машины.
2009, 23-30. Удалившись от озера километра на два, мы останавливаемся на пыльной, черной полосе с редкой желтой стерней. Выходим из машины и начинаем обследовать полосу. Полоса усыпана гусиным пометом, но он старый, высохший.
Приступаем к рытью скрадков. Выбора у нас нет, и наша задача, прежде всего, на утренней заре – наблюдение за гусями, поднимающимися с озера, чтобы определить полосу, на которую они пойдут на жировку, поскольку с нашего места отлично просматриваются все полосы в радиусе почти двух километров.
Поэтому скрадки располагаем в линию длиной метров 70-80, что по замыслу Юры должно обеспечить эффективное наблюдение для каждого из нас. Соломы на полосе нет, и придется делать скрадки без брустверов, землю ровным слоем разбрасывать по полосе и затирать слоем черной пыли, которой здесь в избытке.
Смертельно уставшие, мы уезжаем в ближайший колок ночевать, валимся в кузове «уазика», заснув, как убитые, не забыв, впрочем, включить будильники в телефонах.
На утренней заре
2008, 5-30 утра. Выдвигаемся на полосу, взяв с собой все снаряжение. Тщательно проверяем маскировку, поправляем скрадки, расставляем профили, как задумали. Занимаем скрадки. Я в паре с Колей, а Юра – с Володей. Теперь осталось только ждать подлета птиц.
2009, 5-00 утра. К счастью, мы не проспали. Подъезжаем к скрадкам. Выгружаем снаряжение. Володя уезжает отгонять машину в колок, а мы с Юрой готовим засаду. По замыслу Юры он должен занять центральный скрадок, а мы с Володей – крайние.
Поэтому все профили он расставляет двумя группами у наших скрадков, причем, поскольку брустверов нет, по паре профилей он выставляет у нас в ногах и в голове для более эффективной маскировки, но так, чтобы они не мешали наблюдению. А напротив своего скрадка метрах в 30 по направлению на озеро он высаживает манного гусака, нашего любимца.
2008, 6-50. Сумерки рассеиваются. Низкий звучный гогот донесся до моего слуха. Одиночный гусак! Значит, еще они здесь остались. Все ближе и ближе. Точно на нас с Колей. Чуть приподнявшись в окопе, вижу гусака, «зависшего» над скрадком Коли и в следующее мгновение его выстрел валит гусака на стерню. Пулей выскакивает Николай из окопа, хватает гуся за шею и ныряет в скрадок. Начало есть!
7-00. Вновь слышу гусиный говор. Белолобики, пара. Наверное, разведчики. И опять на нас с Колей. Заходят на нас на высоте метров пять! Левый на Колю, правый на меня. Мы с моим партнером действуем синхронно. Два выстрела слились в один и обе птицы замертво падают на землю.
Николай закидывает обеих к себе в скрадок. Ну и хорошо, мне маневрировать легче.
7-10. Серия выстрелов из скрадков друзей заставила меня повернуться влево. Крупный одиночный гусак, сделав свечу, стремительно уходит вверх! Подключается и Коля. Три пятизарядки бьют по нему. Видно, как дробь хлещет по перьям птицы, а она упорно продолжает набирать высоту. Она не жилец, но если так пойдет дальше, то вполне может дотянуть до колка, где спрятаны машины. Ищи ее потом.
Ружье у плеча, мушка плавно обгоняет птицу и «Меркель» ставит точку. Резко оборвав полет, гусак с высоты врезается в землю метрах в 120 от скрадков. Юра стремительно бежит подбирать его. Но основная масса птицы еще не поднялась с озера. Ждем.
2009, 6-40. Светает. Холод пронизывает до костей, и я чуть приподнимаю голову, чтобы посмотреть на нашего гусака. А он, приподнявшись и обратив голову в сторону озера, отдает голос! Стая белолобиков, голов 50, поднявшихся с озера, идет точно на мой скрадок на высоте метра два над землей! До них еще метров 200, и я краем правого глаза слежу за ними. Все ближе и ближе. 100 метров, 50, 40, 20, 15… Подъем в сидячее положение!
Черный ствол «Беретты» стремительно описал дугу в воздухе. Фантастическое зрелище предстало моим глазам. Ошалевшие от неожиданности гуси, резко затормозив, сгрудились в кучу метрах в пяти от меня на двухметровой высоте, а затем взвились столбом над моей головой! Палец на спуске. Раз, два, три! И три белолобика один за другим замертво падают к скрадку.
Четвертый патрон в стволе, пятый в магазине, но стая уже перевалила на правую сторону окопа, а туда сидя стрелять я не могу. Умные птицы резко поворачивают вправо и уходят мне за спину, так что и Юра не может по ним стрелять – до него 30 метров и его выстрелы пойдут точно по моей голове. Обойдя мой скрадок сзади стая уходит назад в сторону озера. Хватаю битых птиц и забрасываю их в яму под ногами.
Под грохот пятизарядок...
2008, 7-30. Случилось то, чего мы больше всего опасались. Вся скопившаяся на озере масса птиц поднимается в воздух, отлетает в дальний конец поля, разворачивается и идет на нашу засаду, плавно снижаясь на профили.
Вот передние птицы снизились на высоту метров 20 и стая, подобно длинной черной туче, плавно вливается в пространство между двумя парами скрадков. Команда Юры «бьем!» Вскакиваю в скрадке. Раз, два! Два гуся один за другим падают отвесно, а следом за ними под грохот пятизарядок моих товарищей из стаи вываливаются еще пять. Итого семь!
Разбившись на небольшие стайки, гуси начинают кружить вокруг нас вне выстрела, а потом исчезают за горизонтом. И только после этого мы идем собирать трофеи. Причем один из тех гусей, по которым стрелял я, оказался молодым серым гусем, прибившимся к стае белолобых. Редкий случай.
2009, 6-55. Лежа в скрадке, наблюдаю за озером. И вижу, как с воды снялась еще одна примерно такая же стая. И также низом идет точно на меня. Этих так близко подпускать не будем. Я поднялся, когда до гусей оставалось метров 20. Раз, два, три, четыре, пять! Мушка последовательно переводится с одной птицы на другую. И вроде бы ничего!
Гуси на правой стороне окопа, но уже набрали высоту, и Юра отпускает по ним серию из трех выстрелов. Почему не пять, так потому, что взял мало патронов, не надеясь на охоту. Мимо. Ну и дела.
Восемь выстрелов и все в белый свет!? И в этот момент взгляд выхватывает лежащую на земле мертвую казарку сразу за профилями, стоящими в ногах. Значит, не все промазал, одна есть. И ее – под ноги.
7-05. Третья стая снялась с воды. И опять идут на мой скрадок! Слежу за ними краем глаза. Но умные птицы что-то заподозрили. Не долетев до меня метров 50, стая отворачивает влево, обходит скрадок с головы и, развернувшись, выходит на скрадки Юры и Володи от меня с правой руки.
Стрелять по ним я не могу, так как из-за большого расстояния между окопами мои товарищи оказываются как раз на линии выстрела, и мне остается только смотреть, как они будут расправляться с этой стаей. И друзья работают вполне профессионально – пять белолобиков вываливаются из стаи!
2008, 7-50. Мы уже считаем охоту законченной, но пока не покидаем позицию. И не напрасно. Непонятно откуда взявшиеся два белолобика, с голосом выходят на нас с Колей, как и те два бывших «разведчика». Юра молчит, давая нам возможность управиться с ними.
Подпустив их метров на 20, стреляю по правому, а затем по левому одновременно с Колей, поскольку он почему-то медлил. Оба падают убитые наповал. Ну вот теперь охота действительно закончена и мы, собрав снаряжение, покидаем полосу.
2009, 7-30. Наш гусак опять закрутил головой и весело загоготал! Смотрю в сторону озера. Стаи не вижу, зато вижу здоровенного одиночного гусака, который, не долетев до меня метров 40, поворачивает и идет параллельно скрадку. Раз, два! Гусак отворачивает, и, что было сил пытается уйти из-под выстрелов. Три! Дробь хлестнула по гусаку, и он резко ныряет виз. Четыре! И гусак, сложив крылья, по наклонной со свистом врезается в землю с глухим стуком!
Последний мой выстрел прозвучал одновременно с выстрелом Володи, который бил по гусю метров чуть ли не со 100! Ну что же, коллективный трофей. Уложив гусака себе под ноги, вижу, что и профили уже не могут замаскировать мои торчащие ступни ног. Значит, пора заканчивать работу, и Володя идет за машиной.
В заключение следует заметить, что первая охота с точки зрения организации явилась образцово-показательной и фактически стала искусством возможного. Что касается второй охоты, то, несмотря на то, что она оказалась эффективно более результативной, чем первая, таковой, на мой взгляд, не является.
Причина состоит в том, что в ней был нарушен основной принцип создания максимальной плотности огня на узком пространстве из-за того, что скрадки были слишком удалены друг от друга. В результате, практически вся огневая нагрузка легла на одного стрелка, что при коллективной охоте совершенно недопустимо.
Поэтому вторая охота явилась образцом того, как не надо охотиться на гусей. И можно сказать, что нам просто повезло, тем более что изначально как результативная эта охота не планировалась.
Комментарии (13)
Анатолий Бонч-Бруевич
Алексей - приветствую! Как человеку неоднократно добывавшему гусей на утиных перелетах, стоя на тяге или просто сходу, мне не очень понятны термины - максимальная плотность огня, огневая нагрузка и.т.д. Такое впечатление, что вы не охоте были, а в войну играли! Из повествования не очень понятно сколько же всего было добыто гусей за каждый выезд из расчета на всех и на каждого. Судя по описанию результативности - много. Вы, что из них потом - консервы делаете?
НИК.ИВАНЫЧ
Честно сказать читал и подумал,что пишет военнослужащий.Сам занимаюсь охотой на гуся с 1979 года.Никогда более трёх ям,скрадков или укрытий на поле не делали.Если поле не большого размера до 500-800 метров,укрытия делали все рядом на расстоянии 10м ,а если более 1 км то на расстоянии 100-200 метров.Ну а по количеству добытого всякое бывало от ноля до кучи,я сельский житель,думаю вы меня поймёте...
Алексей Мирончук
Как человек, пресыщенный гусиными охотами, желаю удачи всем, кто увлёкся этой игрой. Я же отползаю, да бы не мешать тем, кто ещё не добыл своего гуся. Печально, что "гусинобоев" всё больше, а птицы всё меньше. Очерк Алексея, думаю, будет полезен тем, кто жаждет.
1 ответ
Анатолий Бонч-Бруевич
Сельского "гусинобоя", понять мне, конечно, легче чем городского, но вот гусям-то от этого не легче. После неоднократно набитых куч гусиков, в одних и тех же местах, почему-то потом "вдруг" оказывается, что гуси там не только не садятся, но и не летают. Изменение миграционных путей-маршрутов как раз и есть результат "работы" электронных манков и электронных охотников. Меру все же лучше бы знать или может вводить законодательно, а потом контролировать( например по 2 головы в день ). Хотя понимаю, что когда речь заходит о чувстве меры, порядках и запретах, то это речь не про нас - такие уж национальные особенности! Я тоже не святой, но все же вышибать по ночам на местах присад у воды по 70-80 лапчатых, на несколько человек за пару дней - никогда не стал бы, а примеры такие знаю. Да и это еще мелочь по сравнению с турами "охотничьих" экспедиционеров на севера ( Таймыр, Ямал, о. Колгуев и.т.д )с вертолетной, как правило газпромовской заброской -халтура видать такая . В сети полно фотоотчетов на эту тему. Годиков с пяток, назад мне довелось организовывать охоту на Ямале на северного оленя ( которая, кстати, не состоялась - но не суть ), так вот организатор охоты рассказал мне историю о том, что в их местах год назад 4 денежных мешка ( по мне так скорее 4 мешка с дерьмом ), уничтожили за 4 дня чуть менее 4 000 гусей!!! На мой вопрос - что они с ними потом делали, ответил кратко - Не знаю! А потом все чешут репку и спрашивают друг у друга - куда же мол гусики подевались...
НИК.ИВАНЫЧ
Я не знаю где Вы Анатолий живёте,а я живу на Кубани. И к нам гусь прилетает в декабре месяце,и нам остаётся две,три недели,а это 9-10 охотничьих дней и закрытие сезона. И что вы думаете я буду им любоваться? В это время мы как раз и занимаемся добычей,потому что кушать хочется. Гуся у нас стало меньше не из-за охотников,а потому что изменился севооборот,прекратили выращивать кукурузу на полях, интенсивно обрабатывают и вспахивают после уборки.На лиманах и в плавнях,где гусь и утка должны бы отдыхать, ни днем ни ночью не смолкает гул моторов от лодок рыбаков и охотников, в моду вошло стрелять гуся на свет из под мотора, а охраны днем с огнём...
1 ответ
Анатолий Бонч-Бруевич
Все понятно и все как обычно через ж...! Вопросов у меня лично к Вам никаких нет, а вот Алексея СТЕФАНОВИЧА хотелось бы послушать. Может он в армии не служил или в детстве в войну не наигрался.
НИК.ИВАНЫЧ
Да и ещё коллега,я хотел бы услышать ваше мнение,комментарий или критику на письмо охотников в Росохотрыболовсоюз,прочтите если Вас не затруднит. Спасибо.
1 ответ
Анатолий Бонч-Бруевич
Уважаемый Николай! Статью - письмо охотников в Росохотыболовсоюз читал, но вы удивитесь - свой комментарий по этому поводу оставил еще до ее выхода в "эфир". В моем комментарии к статье "Лучше горькая правда чем сладкая ложь" В.Бодункова стр.2 в разделе "охота" данного сайта, есть пару строк касательно вашего письма. Сложновато ждать наступления порядка в охоте когда полный бардак в государстве у которого есть один единственный непререкаемый правитель ...- это бабло. Мое отношение к происходящим процессам достаточно подробно отражено в статье "Государство и охотники" стр.8 все тот же раздел "охота" Касательно Вашего письма скажу так - оно напоминает жалобу на ГАИ которая направляется в само ГАИ, хотя основной вывод пожалуй верный - много очень развелось мрази в том числе и от охоты!!!
Борис Лапутько
Не все взгляды Анатолия на охоту и охотников принимаю и разделяю, но с последим комментарием целиком и полностью согласен!
НИК.ИВАНЫЧ
Благодарю ! С января месяца т.г. направил это письмо в различные конторки,форумы,журналы . Это как у того больного пожалуешься врачу,вроде легче становится,не так раны ноют,а если врач и не услышит,то соседи по палате или больнице услышат,может где то и повезет. Хотя уже сегодня вычитал что вступают новые правила(со старым текстом) в действие с 15 июня.Так что всё течёт,но не меняется. Одно обидно,страна большая,богатая,а люди хорошие,но бедные. На том и заканчиваю.
3 ответа
Борис Лапутько
Прекрасно, Николай, Вас понимаю и разделяю Ваше беспокойство,как и всех настоящих охотников России. Вот о чем почти полтора века назад писал Л.П. Сабанеев в своей монографии "Тетерев-косач" (в конце третьей главы). До сих пор, думаю, его слова являются актуальными и злободневными: "До тех пор, пока охотники не соединятся в правильно организованные самостоятельные или несамостоятельные общества, не сплотятся в дружные семьи, связанные общими интересами, - до тех пор мы не будем иметь в виду ничего утешительного...Пора, давно пора взяться за ум, иначе будет поздно. Пройдет 10, много 20 лет, и в средних губерниях охота на местную дичь прекратится вовсе. Богатым охотникам, конечно, все равно, они будут ездить в северные, северо-восточные губернии... Проиграет только большинство - небогатые, но, конечно, не менее страстные и дельные охотники, не менее преданные своему делу!" Прочитаешь, подумаешь и вспомнишь слова Н.В. Гоголя: "Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа"
Анатолий Бонч-Бруевич
Борис один человек не может абсолютно полностью разделять мнения другого по всем вопросам - это подвластно только роботам, коих наша героическая власть и мечтала бы видеть своими скажем так ....поддаными! В том-то вся и суть, что все люди разные и разница между нормальной властью и дебильной заключается, пожалуй в том, что первая ищет компромисные варианты для комфортной и сбалансированной жизни подвавляющего большинства, а вторая вводит запреты, штрафуе за все подряд, крутит гайки, что бы обеспечить рай на земле подавляющему меньшинству, которое обзывается "элитой". В какую сторону пойдут эти весы покажет время, но пожалуй если окончательно поваляться вправо, то есть к хрен знает к чему передом, а к народу задом, то думаю у нас скоро скучно не будет и мало никому не покажется, кем ни прикрывайся и за чьи спины не прячься. Книга Л.П. Сабанеева "Охотничий календарь" , была у меня настольной все детство. Уже 4-й год пишу в РОГе о том, что если простые охотники, потеряют свои общества и и потеряют свои угодья - то потеряют охоту!
Aleks Jarkovoj
Сказанное А.И Солженициным остается актуальным. "Элита, стража и рабы"