На гуся осенью

Изображение На гуся осенью
Изображение На гуся осенью

Ранней осенью 1998 года, я впервые поехал охотиться на гуся в Комсомольский (ныне Айтекебийский) район Актюбинской области. Как-то так сложилось, что зная о необыкновенном скоплении этой птицы по осени в «Комсомоле», я там ни разу до того не побывал.

 

Мои родители до выхода на пенсию работали в «Запказэнерго» и имели в этом предприятии большой авторитет. Их коллеги постоянно выезжали в командировки по всему северо-западному региону Казахстана. Зная мою страсть к охоте, мама с папой уговорили начальника «высоковольтников» взять меня с собой в Комсомольское, они отправлялись на осеннюю поверку готовности высоковольтных линий к зиме, ну и поохотиться заодно.

Меня с собой, суровые мужчины взяли-таки, каждый из которых был не только, мастером своего дела, все они были ещё и опытнейшими охотниками и рыболовами. Ехали мы на дизельной «вахтовке», а дорога была до такой степени раздолбанная, что впору было вставлять в челюсти боксерские капы, дабы зубов не лишиться.

Прибыли однако. В первую ночь остановились на берегу большого озера Айке, оно, кстати, имеет общие берега с соседней Россией. Рано утром ещё по темноте мы разошлись по берегу. Но берег с нашей стороны был абсолютно голым, ни травинки, ни кустика. Укрыться совершенно негде. Я нашел на берегу выброшенные волной мокрые водоросли и залег на них расстелив дождевик, пологая, что в утренних сумерках гусь не заметит меня слившегося с тёмной подстилкой.

Я стрелял гусей и до этой поездки на различных водоемах, но я и понятия не имел, что их может столько скопиться в одном месте. Когда еще в серой темноте, разом как по команде, с воды снялись все стаи, грохот от хлопанья крыльев и их звонкого гиканья поднялся такой, что уши закладывало. Но дикий гусь тем и славится, что он самая умная птица из всех пернатых, мои надежды на такую простенькую маскировку не оправдались.

У гусей в глазах, наверное, бинокли какие-то, даже в предрассветной мгле они отлично всё видят. Стаи облетали нас на недоступной выстрелу дистанции, задорно гигикая. Однако мне удалось из самого невыгодного положения, лёжа на спине подбить серую казарку. Она потянула - потянула и упала за полкилометра от меня. Не буду рассказывать, чего мне стоило её добрать.

Изображение фото автора
фото автора 

Вернулся я в лагерь на полусогнутых от усталости ногах, гордо, тем не менее, неся на плече свой трофей. Наш старший охотник похвалил меня за упорство, заявив всем остальным: «Хреновые вы стрелки, но шулюм, благодаря Володе, у нас сегодня будет». Получить похвалу от такого опытнейшего и уважаемого охотника было честью для меня.

Но, работа есть работа, энергетики два дня занимались своим делом, я же видя огромное количество гусиных стай плавающих в небесном океане, покорно нес службу повара всей нашей компании и вообще - разнорабочего по хозяйству.

Наконец специалисты закончили все свои служебные дела, и мы тронулись на охоту, как заявил бригадир: «Мы быстро и качественно управились с работой, и у нас есть в запасе ещё двое суток, что бы поохотиться». Я, конечно, был в полном восторге.

Мы проехали по проселкам еще не мало километров, дело в том, что наш командир - Виталий Викторович был родом из Комсомольского района и у него в соседнем с райцентром поселке «Северный», жил его младший брат. Василий Викторович, уже предупрежденный о приезде старшего брата по телефону, ждал нас и приготовился к охоте. Мы не мешкая, едва выпив по кисушке горячего чая у Василия в доме, тронулись на охоту.

Километров 10-12 остались позади и перед нами возник шикарный плёс, густо заросший камышом. Лагерь, зная осторожность гусей, мы разбили в километре от водоёма. Охотникам не лениво пробежать по темноте километр – другой, а то и поболее. Вечером мы ничего не добыли, все надежды были на утро следующего дня.

На второй день утром я подбил отличного серого гуся, однако даже не ожидал, что полуденная охота будет намного удачливее. К обеду я буквально горбился от тяжести гусей за своими плечами, когда добрел до нашего лагеря. Два раза по пути останавливался, чтобы отдохнуть. Опытные охотники, посмеиваясь, сказали: «Новичкам везёт». Правда, было и огорчение, одного подранка я потерял, как не старался его добрать, он скрылся от меня в камышовых джунглях.

Вечером того же дня к нам пожаловали гости из числа местных охотников, которых мы щедро угощали наваристым шулюмом. К сожалению, на утреннею зорьку никто из охотников не пошел, все готовились к отъезду, а я как заслуживший, по общему мнению, бонус за бессменное дежурство по лагерю в предыдущие рабочие дни, был отпущен на утренний лет. И подстрелил ещё одного огромного серого гусака по весу почти как домашнего. А другого подранил, но опять не смог добрать, очень уж густые заросли были на том водоёме – обидно.

Что примечательно: несмотря на то, что на озере было полным-полно уток, мы совершенно не обращали на них внимания. Даже когда они пролетали заманчиво низко или садились совсем рядом с нашими скрадами. Боялись спугнуть выстрелами подлетающие гусиные стаи, да и патроны берегли для более ценной дичи. В другое время и в другом месте рады были бы до восторга такому обилию уток, а тут смотрели на них совершенно индифферентно, как на воробьев в городском сквере. Все познается в сравнении.

Но, вот срок командировки вышел, пора по домам. Гусей мы ощипали и разделали, обмотали ветошью, вывесили в окна «вахтовки» и постоянно поливали по пути холодной водой, чтобы довезти тушки домой не протухшими. На ветру мокрые «коконы» хорошо охлаждались, и мы надеялись довезти до города птицу не подпорченной.

Изображение фото автора
фото автора 

Пригрело той осенью конкретно, прямо жара стояла, как в июле, а дорога предстояла долгая. В общем, довезли нормально, в квартире моих родителей устроили праздник со вкуснейшим бешбармаком из дичи. Дикий гусь – такой трофей, что как его не готовь, не испортишь.

Знаю, что по возвращению в город, Виталий Викторович пролил на сердца моих родителей «елей», мол, сын ваш настоящий, хороший охотник: «Не жалею, что взял его с собой. Я одного гуся хлопаю, а он в то же время двух – трёх берёт»! Такое признание моих скромных успехов у уважаемого охотника, мне было очень приятно.

Теперь я завсегдатай в этом районе, иной год по два-три раза за сезон наведываюсь.