Что опасно для русского леса?

Изображение Что опасно для русского леса?
Изображение Что опасно для русского леса?

Серьезнейший бич густонаселенных территорий — сведение лесов под застройку

Два года назад ВЦИОМ задал россиянам вопрос: каковы, на из взгляд, главные угрозы окружающей среде? На первом месте оказались бытовые отходы, мусор и свалки, а вырубка лесов заняла «почетное» второе место. На одном из последних мест оказались гидро- и теплоэлектростанции.

По данным FAO (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), ежегодно площадь лесов на планете сокращается на 13 млн га. Однако в России площадь лесов не только не сократилась, но даже слегка увеличилась за последние десятилетия. То есть обезлесение нам не грозит, несмотря на внушительные масштабы сплошных рубок во многих регионах. Почему?

Прежде всего, благодаря высокой способности лесов умеренного пояса к самовосстановлению. Большинство вырубок быстро покрывается молодыми лесами. Качество этих лесов, разумеется, значительно ниже тех, что шумели здесь прежде, как в плане их экологической ценности, так и в отношении ресурсов древесины. Сосняки, ельники, дубравы замещаются коммерчески менее ценными мелколиственными молодняками (береза и осина), а искусственное лесовосстановление, если и проводится, то качество и объемы его невысоки и практически не меняют общей ситуации деградации породного состава лесов. Тем не менее, это леса, хоть и малоценные, и общего сокращения лесной площади в зоне из-за заготовки древесины практически не происходит.

Однако помимо вырубки, леса подвергаются и другим типам воздействия, часто имеющим действительно разрушительные, необратимые последствия. К ним относятся пожары, промышленные выбросы, коттеджная застройка в зеленых и рекреационных зонах, гидростроительство, прокладка дорог, нефте- и газопроводов, линий электропередач и др.

Наибольший ущерб в нашей стране лесам приносят крупные пожары. После катастрофических природных пожаров леса возобновляются очень медленно, так как уничтожается не только основной полог, но и древесный подрост, а также большинство семян в почве. Когда площади гарей увеличиваются до нескольких тысяч гектаров, это значительно затрудняет естественное восстановление деревьев за счет большой удаленности от сохранившейся кромки леса.

Здесь уместно вспомнить печальные итоги пожарного сезона 2010 года: многие граждане нашей страны думают, что лесными и степными пожарами была тогда охвачена самая большая площадь за последние годы. Однако это не так. По оценке специалистов Института космических исследований РАН и Института леса им. В. Н. Сукачева, в 2010 г. в России пожарами было пройдено около 6 млн га, в то время как в 2002 г. эта площадь составила более 11 млн га. А вообще за последнее десятилетие в 2000, 2002, 2006, 2008 и 2009-м годах площадь лесных пожаров ежегодно превышала 2 млн га.

В итоге, по мнению специалистов, площадь гарей в российских лесах втрое превышает площадь сплошных вырубок. Причем главными причинами пожарных катастроф в России является разрушение системы охраны лесов, постоянный недостаток финансирования и безответственное обращение людей с огнем, а вовсе не погода. Так, финансирование лесопожарных мероприятий в нашей стране на государственном уровне в 15 раз меньше, чем в Канаде, и в 30 — чем в США, хотя площадь лесов в этих странах меньше, чем у нас. Поэтому и сгорают леса на огромных пространствах каждый год. Таким образом, враг номер один для наших лесов сегодня — это отнюдь не вырубки, а катастрофические пожары.

Серьезнейший бич густонаселенных территорий — сведение лесов под застройку. Так, в Московской области за последние два десятилетия было застроено 58 тыс. га земель, из них только в лесопарковом поясе 8 тыс. га. Вроде бы цифра не такая большая, но в реальности это территории наиболее экологически и социально ценных насаждений (расположенных вблизи поселений и водохранилищ, в зонах санитарной охраны, в местах, наиболее привлекательных для отдыха населения). Это уже превышает установленные в 1992 г. правительством Московской области пределы сокращения площади лесов лесопаркового защитного пояса.

Стоит упомянуть строительство в лесах дорог и прочих линейных сооружений, а также строительство гидросооружений. К борьбе против прокладки скоростной трассы через Химкинский лес уже приковано внимание значительной части общественности, в том числе и мировой. Так что Химки — это наиболее известный пример. Но по всей стране таких ситуаций, когда власти не находят иных решений, кроме как проложить дорогу через лес, еще десятки. Судьба этих лесов печальна: как показывает практика, следом за прокладкой трассы всегда идет застройка прилежащих участков, сведение лесов всеми правдами и неправдами.

Что касается строительства гидросооружений, то нельзя не вспомнить Богучанскую ГЭС. Здесь под затопление попадает 113 тыс. га лесов. Вопреки утвержденным государственными органами нормам подготовки водохранилищ, ложе Богучанской ГЭС готовят к наполнению без сведения леса и очистки лесосек в полном объеме. После того как запустят станцию, под водой могут оказаться 9 млн кубометров леса, вода на многие годы будет отравлена разлагающейся древесиной, образуя рукотворное “мертвое море”.

WWF России не призывает к кардинальному сокращению площадей и объемов заготовки древесины. Без древесины невозможно представить себе современную цивилизацию. Более того, рациональная, устойчивая заготовка древесины гораздо экологичнее, чем производство многих других материалов, которые могут ее заменять — бетона, пластмассы, алюминия и др.

Тем не менее, WWF призывает к исключению из рубок наиболее ценных в экологическом и социальном отношении лесных массивов и участков в числе других мер по внедрению устойчивого лесоуправления, в частности, к проведению FSC-сертификации лесов и цепочек поставок лесной продукции. Необходимо принять самые радикальные меры к обеспечению профилактики лесных пожаров и борьбы с ними, к защите наиболее ценных лесных массивов от потерь в результате застройки и прокладки линейных сооружений, а также к более ответственному отношению к планам развития гидроэнергетики.