К вопросу обустройства охотничьего хозяйства страны

Изображение К вопросу обустройства  охотничьего  хозяйства страны
Изображение К вопросу обустройства  охотничьего  хозяйства страны

Уважаемые собратья охотники! Хочется, чтобы затронутая мною тема вызвала необходимый резонанс в охотничьем сообществе, и в результате мы смогли бы общими усилиями существенно улучшить систему охотничьего хозяйства страны.

Начну с того, что по непонятным для меня причинам мы, охотники, не в пример любителям рыбной ловли, абсолютно пассивно ведем себя по отношению к законотворчеству нынешней власти в области охоты. Наши письма-возмущения, периодически публикуемые в «РОГ» и других СМИ, не находят понимания у нынешнего руководства страны.

Почему мы не обращаемся ни к Президенту или Председателю правительства, ни к законодателям в лице Госдумы и Совета Федерации с требованиями – подчеркиваю, с требованиями – о приведении существующих законов, положений и нормативов в области охоты в соответствие с интересами подавляющего большинства охотников-любителей и промысловиков-профессионалов?

У меня сложилось впечатление, что из миллионов держателей охотничьих ружей лишь единицы (включая меня) заблаговременно задавали вопросы В. Путину при его недавнем телеобщении с народом. Поэтому тема охоты, опять же не в пример рыболовству, не нашла отражения в ответах председателя правительства.

Друзья, грядут президентские выборы. Так давайте используем эту политическую ситуацию себе во благо и начнем индивидуально и коллективно, устно и письменно через СМИ, включая Интернет, обращаться в адрес всех кандидатов в президенты РФ, к председателям Госдумы и Совета Федерации с требованиями пересмотреть нормативную и законодательную базу по охоте и охотничьему оружию с учетом пожеланий миллионов охотников. Отдадим свои голоса за того кандидата, который с пониманием отнесется к негативу, создавшемуся в области охотничьего дела за последние годы, и согласится с необходимостью серьезно переработать пресловутый закон № 209-ФЗ «Об охоте...» с добавлением к нему № 147 от 16.07.2011, затем постановление Правительства о новом охотничьем билете (№ 18 от 10.01.2009) с добавлениями и, наконец, новые Правила охоты от 16.11.2010 с внесенными изменениями 25.02.2010 и 16.11.2010.

Изображение фото: fotolia .com
фото: fotolia .com 

Не поддается разумному пониманию информация И. Суслова («РОГ» № 49, 2011) о том, что текст проекта закона, внесенный на утверждение, коренным образом отличался от согласованного со специалистами-охотоведами, учеными-биологами и представителями охотничьего сообщества варианта, одобренного на соответствующем Комитете Госдумы. При этом его пленарного обсуждения, где могли бы быть изменены положения закона, фактически не проводилось. Почему охотники и руководители общественных охотничьих организаций не протестовали в массовом порядке?

Поскольку властные структуры России не реагируют на сигналы охотничьего сообщества, в которых многократно критикуются их конкретные законотворческие и нормативные инициативы, предлагаю добиваться наших интересов с помощью новой Ассоциации или партии, например партии охотников России (ПОР). В ближайшем будущем законодатели примут положение, по которому новая партия может регистрироваться при наличии в ней 1000 человек. Думаю, нас будут сотни тысяч и миллионы. Введя своих представителей в Госдуму, в законодательные собрания регионов и муниципалитеты, мы сможем более эффективно добиваться улучшения законодательной базы в области любительской и промысловой охоты и освещения в СМИ всего связанного с ней.

На данном этапе нужны энергичные люди, специалисты-охотоведы, юристы и опытные охотники, способные начать раскрутку этого вопроса. «РОГ», по моему мнению, могла бы стать основным рупором в данном деле. Новой партии для успешной деятельности очень нужна пресса. Через нее можно решать серьезные задачи, в том числе добиваться выделения господдержки охотничьим изданиям, которые будут регулярно освещать результаты деятельности новой организации. Широкая поддержка со стороны охотников позволит в разы и даже более увеличить тираж таких СМИ.

Не задаваясь целью изложить все направления деятельности ПОР, вижу ее работу по следующим направлениям:

а) упразднение платных путевок-разрешений на отстрел массовых видов дичи, за исключением тех видов, численность которых в данном регионе существенно снизилась. Это позволит освободить охотоведов и егерей от практически никому не нужной бумажной волокиты и отчетности и даст им возможность больше заниматься прямыми обязанностями по сохранению животного мира в закрепленных угодьях и борьбе с браконьерством, а охотников избавит от многочасовых потерь времени в очередях. При этом путевки могли бы заранее быть заготовлены типографским способом с внесением в них от руки лишь ФИО охотника. Полагаю, что путевка будет нужна лишь для равномерного распределения охотников по охотничьим угодьям;

б) развитие материальной и финансовой базы общественных охотничьих организаций. Прекратить раздачу в аренду охотугодий общего пользования и начать возврат ранее арендованных под эгиду государства, с компенсацией арендодателям подтвержденных затрат. Эти участки передать в ведение региональных и районных государственных охотоведов с усилением штатов их сотрудников и существенным повышением штатно-должностных окладов, а также с укреплением их материально-технической базы. Многочисленные статьи специалистов, опубликованные в «РОГ» говорят о том, что даже арендуемые охотхозяйства в большинстве своем убыточны и не могут существовать без господдержки. А те арендуемые хозяйства, где владельцы не считаются с деньгами, намеренно вытесняют местных и приезжих охотников завышенными ценами на свои услуги, намереваясь принимать у себя только друзей и нужных людей;

в) расширить права охотничьих общественных организаций и коллективов охотников, а также их ответственность за деятельность своих членов и прием новых охотников. Ввести в практику экзамены для вновь вступающих в общество охотников;

г) изменить правила ношения и использования оружия в сельских населенных пунктах, разрешив ношение собранного оружия в малонаселенных пунктах, к которым непосредственно примыкают охотничьи угодья;

д) изменить правила хранения охотничьего оружия. Лично я сторонник хранения его вне сейфов, но в местах, недоступных для несовершеннолетних или психически нездоровых лиц, если таковые имеются в семье. Безусловно, оно не должно быть заряжено. Законодатель предоставил человеку право воспользоваться охотничьим оружием, если его или жизни близких угрожает злоумышленник. Но как можно оперативно отреагировать на действия бандитов, ворвавшихся в вашу квартиру или дачу, если ружье находится в сейфе, да еще в разобранном виде? У каждого на кухне имеется масса ножей, топоров и других орудий, которые могут нанести человеку смертельное увечье, но их нам не нужно прятать в сейф. Поскольку нет ничего важнее человеческой жизни, давайте приведем правила хранения оружия в соответствие этому принципу;

е) изменить правила приобретения и учета гладкоствольных ружей. Советская власть только после известных народных выступлений в Новочеркасске решила в 1975 г. ввести правила регистрации оружия в МВД. До этого достаточно было иметь охотничий билет, куда при покупке записывались данные приобретенного ружья. Коллектив охотников, членом которого состоял гражданин, скреплял запись своей печатью. Предлагаю вернуться к практике, когда гладкоствольное оружие приобреталось при наличии охотбилета и фиксировалось в нем. Лица, не состоящие в таких обществах (естественно, при наличии госбилета), должны регистрировать оружие в госорганизации, которой в данном случае является орган МВД. Любое оружие должно приобретаться только через магазин, который должен отмечать в охотбилете номер проданного ружья (в том числе и ружья от знакомых должны продаваться через специализированный комиссионный магазин).

Изображение фото: fotolia .com
фото: fotolia .com 

Я обрисовал в общих чертах примерный перечень того, чем могла бы заняться новая Ассоциация или партия охотников. Еще бы я вменил ей в обязанность лоббирование вопроса вывода Департамента охотничьего хозяйства из Министерства и придания ему самостоятельной функции госструктуры по типу прежней Главохоты, которую надо «замкнуть» на одном из вице-премьеров правительства.

Главохота могла бы заняться и возрождением зверосовхозов, и заготовкой пушнины и мяса диких животных, и грамотным законотворчеством, и подготовкой кадров биологов, охотоведов и егерей в различных формах обучения. Наконец через Главохоту можно было бы помогать СМИ, освещающим состояние и проблемы охотхозяйства страны и рядовых охотников.

Что касается оплаты за охоту, то можно было бы установить разумные, подъемные для основной массы охотников размеры годовых взносов, а на лицензионного зверя установить расценки по регионам, но не выше максимума, определенного Главохотой. Услуги же охотхозяйств должны дифференцироваться по регионам и не превышать максимально устанавливаемых норм. Все средства в виде взносов и оплаты лицензий целесообразно относить на единый счет, который затем Главохота могла бы дополнительно перераспределять по статьям затрат регионов. Налоги же за услуги охотхозяйства охотнику следовало бы направлять в местные бюджеты. Очевидно, что пенсионеры должны иметь скидку не менее 50% по всем видам оплат. Охота в нашей стране – это занятие миллионов, и государству не грех профинансировать данную область из бюджета.

Товарищи охотники, я сделал затравку для обсуждения. Просыпайтесь! Вы видите, что наше любимое занятие пока что не имеет хороших перспектив. Только объединив усилия и настойчиво напоминая о себе властям предержащим, мы сумеем наладить охотничье хозяйство так, чтобы оно приносило пользу стране и радость каждому из нас.

От редакции: на наш взгляд, многие предложения, изложенные в статье, являются утопическими. Даже если и возможно создание партии охотников, то вряд ли она сможет достичь целей, о которых "мечтает" автор. Кроме того, некоторые направления работы такой партии, не соответствуют ни действующему законодательству, ни задачам такого уровня политической организации.