В горах Тянь-Шаня...

Застонав всем корпусом старенький ту -134 наконец-то совершил посадку. Бортовое радио сообщило, что самолёт прибыл в столицу Кыргызстана город Бишкек. Сидя в самолётном кресле, я ловил себя на мысли о нереальности происходящего. То, что оставалось мечтой многие годы начинало свершаться. Я еду на настоящую горную охоту! Да не куда-нибудь, а на Тянь-Шань! Сколько прочитано литературы, изучены, пожалуй, все страницы интернета, где хоть как-то упоминаются козероги и бараны Марко Поло… Дух захватывает от предстоящих приключений!

В аэропорту меня встречает Ашымбек. Буквально через пять минут общения начинает казаться, что знаю этого человека тысячу лет, а ещё через полчаса мне представилась возможность узнать, что такое настоящее восточное гостеприимство. В уютном уйгурском ресторанчике мы обсуждаем наши охотничьи планы, а на столе лагман сменяется мантами, манты в свою очередь уступают место шашлыку и конца этой карусели не видно! Но, как говорится, всем спать, завтра на охоту !

В четыре утра наш сурф стартует из Бишкека в Атбашинский р-он. Предстоит неблизкий двенадцатичасовой путь в сторону киргизо-китайской границы. Длинную дорогу скрашивали фантастические панорамы гор.





Казалось ещё немного, и мы обязательно увидим на них архаров. Животные, хоть и домашние, встречаются по дороге постоянно. Табуны лошадей, стада коров, отары овец и даже яки! После наших пустынных полей диву даёшься.


Так, за разглядыванием горных пейзажей незаметно пробежало время в пути. Пересекаем пограничный киргизский пост (кстати, находится он на высоте 3600м) и сворачиваем на снежную целину. Где-то там, на этом горном плато находится охотничий лагерь. Окончательная цель нашего путешествия. «Наряженная» в цепи машина уверенно ползёт по снегу. Прислушиваюсь к организму. Высота-то уже немалая! Но пока всё неплохо. Немеют кисти рук, да в голове шумит немного, а в целом как огурчик! То ли таблетки от горняшки помогали, то ли водочка, выпитая на привале, кровь разжижала… А виды тем временем открывались всё фантастичнее!






Наконец показался и охотничий лагерь. Каково же было моё удивление, когда я увидел вместо вагончиков-бытовок добротный дом, в котором, кстати, оказалась ещё и банька! После такой дороги, да ещё и на высоте в три с половиной тысячи метров попарится в баньке, что может быть лучше?!



Следующий день был посвящён пристрелке оружия, знакомству с лошадями и адаптации к условиям высокогорья. Познакомился с егерем, с которым мне предстояло охотиться. Аманалы сразу показался человеком очень профессиональным. Забегая вперёд, скажу, что первое чувство меня не обмануло. Итогом дня стал план дальнейших действий. Заключался он в том, что я прощаюсь с обжитым лагерем, баней и прочими радостями цивилизации и переселяюсь в кунг ЗИЛа, на котором наша команда доезжает до уреза гор. Дальше мы на лошадях совершаем рейды по горам в поисках козерогов и баранов. Ночуем в кунге, благо он оснащён для этого всем необходимым.


Первый выезд в горы. На фотографии наша троица. Я, Аманалы и парень для страховки и контроля над лошадьми (прости, друг, но твоё имя я боюсь переврать и поэтому не упоминаю)



Приключения начинаются! Первые полчаса приноравливаюсь к своему коню. С моим минимальным опытом верховой езды это уже само по себе приключение. А форсирование горного потока верхом с последующим выпрыгиванием моего скакуна из реки на крутой берег позволило почувствовать себя Неуловимым Мстителем и Чингачгуком в одном флаконе. Тем временем мы поднимались всё выше и выше. Оставалось только диву даваться, как на такие крутые подъёмы были способны лошади. Пара слов о том, как происходит охота в горах. Если очень коротко, то задача охотника занять преобладающую высоту, внимательно оглядеть склоны близлежащих гор и если повезёт и животные будут замечены, то пользуясь складками местности попытаться к ним подойти на дистанцию выстрела.






И вот, после очередного осмотра склонов мы замечаем группу козерогов на соседнем пике. По моему разумению к ним можно подойти, имея или ковёр самолёт или половик вертолёт. Вариантов других у меня не было. Но Аманалы сказал, что подход возможен. Стреножив коней, начинаем подход. Описывать его не буду. Трудно было. Да и первый день в горах сказывался. Отдышка, связанная с недостатком кислорода (4000метров), чёртовы камни, на которых совершенно не хотят устойчиво держаться ноги, руки, шарящие в поисках того за что можно было бы зацепиться… Главное разочарование ждало впереди. Осторожно высунув голову из-за камня, я уткнулся взглядом в глаза козы, рядом с которой паслось два козлёнка. Чёрт возьми, где же папаша?! А папаша-козерог с неплохими рогами показался на соседнем гребне. Вроде и рядом, а по дальномеру 670 метров. В отчаянии решаюсь на выстрел. Результат стрельбы более чем плачевен – козерог невредимый убегает, а горе стрелок с рассечённой прицелом бровью утыкается головой в снег. Обратный путь вымотал окончательно. Попали в снежный плен. Лошади практически ползли. Снег едва ли местами не достигал пояса, но с горем пополам вышли к реке, руслом которой и спустились к плато, на котором нас поджидал уютный дом на колёсах. Горячий бешбармак и глоток виски подвели черту под этим днём.
Последующие два дня описывать не буду. Скажу лишь, что победа казалась очень близка, а иногда фортуна откровенно поворачивалась к нам своим не лучшим местом. Но одно могу сказать точно, от открывающихся видов кружилась голова, а рассудок отказывался верить, что происходит это именно со мной. Здесь и сейчас!





Горы, ещё недавно бывшие для меня красивыми, но мёртвыми открывались каждый день с новой стороны. Жизнь в горах просто кипит! Многочисленные лисы, зайцы, волки… Следы их мы видели в огромных количествах. Это грифы. Держаться тех же мест обитания, что и бараны


К сожалению хорошей фотографии баранов я сделать не смог. Для этого всё же надо делать выбор между ружьём и фотоаппаратом. Пока побеждает ружьё…



На второй день пришло понимание, почему козероги держатся настолько высоко в горах. Нетипичное поведение для этого времени года. Причина была простая – волки. Огромное количество волков. Два, три раза в день натыкались на картины, подобные этой



К сожалению, на выстрел этот «санитар» мне не попался…

Охотничье счастье мелькнуло на горизонте, после очередного безуспешного преследования козерогов. Аманалы заметил едва различимые в 10кратный бинокль точки на склоне горы. Его заявление, что это бараны Марко Поло да ещё и рогачи (самок с молодняком к этому времени мы видели уже немало) вызвало во мне здоровый скепсис. Но Аманалы источал уверенность. План был прост. Если его не выполнять, а просто послушать. Сегодня мы возвращаемся в лагерь, а завтра, рассчитывая на то, что непотревоженные бараны останутся на этой же горе, попытаемся совершить к ним подход. Сказано сделано. В 6 утра будущего дня мы были уже в сёдлах. Утренний морозец в 30 градусов быстро прогнал дрёму. Аманалы был очень сосредоточен, я же, напротив, находился в каком-то взвинченно-болтливом состоянии. Подъём на первую вершину перекрыл по впечатлениям всё, что было до этого. Пожалуй, это была моя «Вершина Охоты». Панорама, открывающаяся сверху, завораживала!




Но мы не альпинисты, мы охотники! И цель наша не флаг на вершине поставить, а добыть зверя, много лет укрывавшегося в этих неприступных горах и от волков и от людей. Оставив лошадей под присмотром нашего товарища, начинаем скрадывание. Наша задача пройти (скорее проползти) два гребня и достигнув вершины третьего выйти на огневой рубеж. Поначалу всё складывалось вполне благополучно. Но строго по законам жанра непреодолимое препятствие настигло нас аккурат перед третьей вершиной. Поскольку идти по хребту мы не могли (бараны же не слепые), то приходилось передвигаться по склону. Под ногами был рыхлый снег и идти по нему было одно удовольствие. Но к третьему склону рыхлый снег превратился в мощный наст, запёкшийся на солнышке прекрасным льдом. Предстояло пройти метров 100 этого безумия. Уклон градусов 60. Где-то далеко внизу шумит горная речка. Солнышко. Красиво, в общем-то…
Аманалы спросил, пойду ли я? Пойду. Только не знаю как. Мой товарищ и наставник ловко воткнул локоть в наст, затем пяткой пробил его. Так, чередуя локти и ноги, мы потихоньку приближались к цели. Если смотреть на снег возле своих глаз не очень –то и страшно…

Вот и всё. Путь пройден. Осталось только аккуратно выглянуть из-за хребта и удостоверится, что бараны на месте. Выглядываем. Бараны на месте, но есть одно но. Хороший рогач лежит на приличном расстоянии в окружении молодёжи. До чего хитёр… Прячемся за гребень и Аманалы на снегу рисует расположение баранов, показывая какой из них лучший. Вроде понял. Аккуратно высовываюсь и нахожу нужного барана. До него 420 метров по дальномеру. Очень большое расстояние для меня. Но возможности его сократить нет. Решаю стрелять. Сползаю за гребень, утыкаюсь лбом в снег, пытаюсь успокоить сердце и прокручиваю в голове все свои последующие действия. Аманалы умоляет не спешить. Слишком велика цена выстрела. Четыре дня трудов всей команды… Да я и сам всё понимаю. Открываю сошки на стволе. Переставляю оптику на 16. Ловлю «своего» барана в перекрестие (чёрт, как же тесно лежат!) Беру поправки, жму…

После выстрела ВСЕ бараны срываются с места. Я валюсь в снег. Отчаянию нет предела. Нахожу в себе силы посмотреть вслед убегающему стаду баранов. Одновременно с Аманалы кричим и показываем друг другу на отстающего от стада барана! До него уже метро 800 и стрелять бесполезно. Остаётся наблюдать. Баран остановился. Затем, пройдя ещё десяток шагов, повалился на снег… Как же я кричал тогда! Думаю, не одна лавина сошла с гор! Затем были поздравления, фотографирования, и фляжка коньяка шла по кругу с хорошими словами…






Так закончилась моя первая горная охота. Итогом её стал прекрасный трофей барана Марко Поло, возрастом девяти лет и рогами в 136 см. И несомненно ещё большим «трофеем» можно считать тех друзей, что я приобрел в этой горной стране! Я обязательно вернусь за «своим» козерогом!