Предпраздничный загон

Изображение Предпраздничный загон
Изображение Предпраздничный загон

Слава познакомился недавно с егерем охотничьего хозяйства Сонковского района Тверской области Вячеславом, своим тёзкой. Тот приглашал на любые охоты, которые готов был организовать. Новый год был на носу. Мы уже соскучились по совместной охоте. Душа тосковала по лесу, а руки – по ружью.

Решили отправиться на кабана. Конечно, на облавную охоту. Выехали 21 декабря на трех машинах. Волею обстоятельств первая пара отправилась рано утром, вторая – после обеда, а третья – около девяти вечера. Все радовались, что наконец-то выпал снег, из-за отсутствия которого свой выезд мы перенесли на неделю.

Первая пара добралась до места днем. Но поскольку стрелков не хватало, приятель нашего егеря Анатолий, разместив в охотничьей избе прибывшую группу, предложил им посидеть на вышке, куда часто приходили кабаны. Оба охотника имели гладкоствольные ружья, но у одного был прибор ночного видения с сильной подсветкой. Просидев несколько часов, охотник решил подсветить окрестность. Похоже, вырвавшийся сноп света испугал животных, и они так и не появились в пределах выстрела.

К утру 22 декабря первая четверка ожидала задержавшихся из Москвы, которым из-за позднего времени пришлось заночевать в уютной гостинице Бежецка. Поутру торопились воссоединиться, чтобы использовать дневное время для загона. Поскольку места были незнакомые, мы изрядно поплутали, и наши друзья руководили нашим передвижением по мобильному телефону.

Все утренние приключения заняли слишком много времени: к моменту всеобщего сбора было уже три часа дня. О загоне думать не приходилось из-за приближающихся сумерек. Пока народ готовил стол, я решил обойти хутор в поисках заячьих следов, но из-за выпавшего в ночь снега обнаружить их не удалось. Зайцев не прельстил даже яблоневый сад.

Утром быстрый подъем. К 9 утра мы были на оговоренном участке другого охотхозяйства, чей руководитель пообещал нам загонную охоту. Мы все надеялись добыть пару кабанов-сеголеток, но получили разъяснение, что в загоне могут оказаться и лоси. Поэтому нам было предложено стрелять в первого же зверя, которого увидим, причем рекомендовалось свинью не стрелять, равно как и крупного лося, если он выйдет с более мелким собратом. Волка же предлагалось отстреливать в любом случае.

 

Изображение fotolia.com
fotolia.com 

Егеря-загонщики и их начальник хорошо знали обстановку в своем хозяйстве. Стрелковая цепь из 9 человек полукругом охватывала лесной массив. При этом половина охотников располагалась на возвышенном участке, перекрывая зверю прорыв на чистое поле, за которым начинался другой лес. А вторая половина цепи была расставлена вдоль находившейся ниже железной дороги, рассекавшей лес. Пятеро загонщиков как бы замыкали этот полукруг. Свои машины мы оставили недалеко от пустынной дороги и перебрались в «Ниву» и «ГАЗ-66» с егерями. Для страховки нашу автоколонну сопровождал трактор, и, как оказалось, не зря.

Вскоре «Нива» попала в кювет, образованный летом КрАЗами и МАЗами, вывозившими лес. Стрелкам пришлось выйти. После короткого инструктажа по мерам безопасности нас стали расставлять в стрелковую линию. Для контроля за большими открытыми участками поставили двух москвичей, имевших карабины. Затем остальных. А ближе к участку леса, примыкавшего к железной дороге, поставили опытного Вячеслава. Пока шла расстановка по номерам, мы заметили двух лосей, спокойно зашедших с края леса и остановившихся на месте, очевидно, для корма. Настроение тех, кто увидел лосей, существенно поднялось.

Зверь есть. Его надо только умело навести на стрелков. Непростым делом оказалось забраться на рельсы по насыпи под углом 50–60 градусов. Особенно попыхтел наш Слава, весивший в полной амуниции более ста килограммов. Решили его поставить на рельсах первым. Через двести метров от него встал я, за мною – еще один наш товарищ, и замкнул цепь расставлявший нас егерь, указавший также сектора обстрела для каждого. «ГАЗ-66» отправился с егерями к месту начала загона, а стрелки стали с нетерпением ожидать встречи со зверем.

Стояла удивительная тишина. Небо было покрыто легкими перистыми облаками, через которые солнце легко пробивалось к земле. Легкий ветерок дул в сторону стрелков. Не слышно было ни стука дятла, ни писка синиц, ни даже криков воронов.

Минут через десять-пятнадцать после расстановки стрелков послышался гул товарного поезда. Вскоре за ним протянул второй, будя лес гудками. «Ну вот, – подумал я, – какая уж тут охота! Поезда только разгонят зверей». Но я ошибался. Очевидно, копытные привыкли к регулярному шуму, гудкам да и к самим поездам и не обращали на них внимания, а даже перебегали перед ними через рельсы.
Пару лосей, похоже, стронули с места, и они решили перейти в участок леса, расположенный за железной дорогой. Я смотрел вправо, в сторону Славы, и видел, как крупный лось перемахнул через рельсы метрах в десяти перед электровозом. Слава почему-то не заметил лося, оказавшегося от него на расстоянии не более 40–45 метров. Я закричал и стал махать рукой в сторону зверя. Слава обернулся, и тут мы с ним увидели, что второй лось, поменьше, перескочил рельсы буквально перед самым электровозом. Слава опять оказался не готовым к выстрелу. А звери вскоре скрылись, уйдя, как говорится, на другой кордон.

И тут с мест, где была расставлена первая половина стрелков, раздался дуплет. Стрелял Вячеслав, попав, как потом выяснилось, в шею и задев двумя пулями горло полуторагодовалой лосихи. Но раны не остановили зверя, и он попал под огонь следующей пары охотников. Метров с семидесяти по нему отдуплетил наш Игорь, после чего лось перешел с бега на шаг. Затем пару раз выстрелил начальник охотхозяйства. Перезарядившийся Игорь опять отдуплетил, после чего зверь упал. Слушая эту канонаду, я подумал, что сейчас навалят кучу лосей, а что с ними делать, неясно.

Изображение fotolia.com
fotolia.com 

При снятии шкуры нашли все девять выпущенных пуль, из которых пять попали в корпус. Какой же это сильный зверь! Егеря рассказали, что в одном из загонов в этом году в облаве оказалось аж 27 лосей! Можно этому поверить, поскольку на сравнительно небольшой площади в нашем случае было 7 животных. Хочется отметить грамотную работу егерей и их начальника.

Первый же загон оказался удачным, и к одиннадцати утра дело было сделано. Так что первый блин не оказался комом. Однако, честно говоря, то, что лось был взят так быстро, не дало полного удовлетворения. Хотелось бы подольше побыть в напряженном ожидании.

Единственным небольшим недостатком в работе егерей считаю не очень удачную постановку на номер нашего Славы. Он, как и все, стоявшие на рельсах, находился напротив высокого бугра, хотя метрах в двадцати правее начиналась низина, по которой и пробежали два лося, пересекая путь перед электровозом. Слава потом сказал, что он хотел сместиться именно туда, справедливо полагая, что, скорее всего, лоси могут пойти низиной, а не бугром. Помешал состав с цистернами. Если бы его не было, оба лося выходили бы точно на Славу и он смог бы своевременно заметить их приближение.

Но все же главная задача была решена успешно. Егеря умело сняли шкуру, грамотно разрубили тушу на семь частей, которые мы разыграли и погрузили в заготовленные мешки. 23 декабря завершился наш охотничий сезон 2011 года.
Мы открыли новые для себя места охоты и убедились, что сравнительно недалеко от Москвы, в Бежецком и Сонковском районах, можно успешно охотиться на копытных.
Но теперь уже мы приедем за кабанами. Невзирая на достаточно большое число охотхозяйств в этих местах, зверя здесь достаточно. Очевидно, сказывается регулярная подкормка животных и разумно организованное регулирование численности зверя путем его отстрела, борьбы с хищниками и, видимо, с браконьерами.

До следующего года, Сонково!