Одновременно целящийся глаз стрелка без каких-либо усилий с его стороны оказывается на линии прицеливания. Если после вскидки возникает необходимость направить ружье в несколько иную точку, например птица изменила направление полета, то при удобной ложе это удается сделать, руководствуясь только мышечным ощущением. Наконец, при удобной ложе отдача ружья воспринимается стрелком гораздо легче, чем при менее удобной.
Прикладистость ружья - свойство субъективное: ружье, прикладистое одному стрелку, может оказаться совершенно неприкладистым другому. Прикладистость - свойство непостоянное: ложа, удобная стрелку при летней одежде, становится совсем неприкладистой при зимней. Прикладистость ружья зависит даже от условий стрельбы. Практика показала, что ложи для стрельбы на круглом стенде должны быть на 10-15 мм короче, чем ложи для траншейного стенда, даже для одних и тех же стрелков.
Охотиться приходится при различных температурах воздуха, а следовательно, в различной одежде. Дичь может появиться с любой стороны, застав охотника в самый неожиданный момент и в неподходящей позе. Поэтому на охоте значение прикладистости отступает на второй план, уступая место правильной сбалансированности ружья, его посадистости. Не меньшую роль начинает играть и соответствие массы ружья массе и физической силе охотника. Совсем иное дело - стрельба на круглом или траншейном стендах, где условия появления мишеней строго регламентированы как по месту, так и по времени. В этих условиях прикладистость ружья действительно приобретает решающую роль.
Фирмы, выпускающие ружья высокого разбора, всегда предлагают своим клиентам сделать ложу по индивидуальным размерам. Но на ружьях серийного производства ложи делают с расчетом на телосложение гипотетического «среднего» мужчины. Естественно, что каждый стрелок в какой-то мере отличается от такого стандартного мужчины. Однако, если эти отличия не очень велики, то с фабричной ложей легко примириться. Дело упрощается еще и тем, что большинство охотников не стреляет навскидку, а, подняв ружье к плечу, делает необходимые поправки, руководствуясь зрением.
Кроме того, даже к ложе, которая по своим размерам мало соответствует телосложению стрелка, можно привыкнуть, причем молодым людям это дается значительно легче, чем пожилым. Если ложа коротка, то руку, которая держит цевье, сдвигают вперед, а если ложа длинна, то наоборот, назад, к коробке. Одновременно при короткой ложе локоть руки, обслуживающей спусковые крючки, поднимают до уровня плеча. В ряде случаев такое приспосабливание заходит настолько далеко, что ложа начинает казаться самой удобной, хотя теоретически она и не подходит данному стрелку.
И все же возможны случаи полной несовместимости стрелка и ложи стандартных размеров и формы. Прежде всего, если человек стреляет с правого плеча, а целится левым глазом (или наоборот), то ему стандартная ложа абсолютно непригодна. Не сможет успешно стрелять из ружья со стандартной ложей длиной 35-36 см и человек двухметрового роста с длиной предплечья и кисти более 40 см.
Очень трудно человеку с длинной шеей стрелять из ружья с погибом ложи в затыльнике около 55-60 мм. Стандартные ложи имеют отвод вправо и бывают мучительно неудобны для лиц, стреляющих с левого плеча. За исключением первого случая (правое плечо-левый глаз), небольшими, легко выполнимыми переделками стандартную ложу удается в значительной степени приспособить к большинству стрелков.
Подгонку ложи, или, лучше сказать, ее приспособление к физическим особенностям данного стрелка, начинают со снятия мерки с него самого. Затем по таблице определяют, каковы должны быть теоретически самые удобные для него размеры ложи. После этого сравнивают найденные по таблице оптимальные размеры с размерами ложи купленного ружья. Если отличия незначительны, то к ложе надо привыкнуть, научиться так вскидывать ружье, чтобы оно сразу ложилось на цель. И только в тех случаях, когда ружье будет упорно отклоняться от точки прицеливания в одну и ту же сторону, потребуется подгонка ложи.
Напротив, при значительном несовпадении табличных размеров с размерами ложи купленного ружья можно приступать к ее переделке. Только делать это следует постепенно, сверяясь с получающимся результатом.
Отклонения прицельной линии от направления на выбранную мишень можно определять несколькими способами. Автор на протяжении многих лет с успехом пользовался достаточно простым способом. Установив в полуметре от себя под углом в 45о зеркало, прикрывал рукой один глаз. Владельцу приобретенного ружья предлагалось вскидывать ружье в видимое в зеркале изображение открытого глаза. Автору в зеркале были сразу видны все отклонения ружья.
Надо было только помнить, что то, что в зеркале кажется влево, на самом деле будет вправо. Внеся в размеры ложи необходимую, но еще неполную поправку, проверяют вскидками получившийся эффект. Так поступают до тех пор, пока не добьются того, что прицельная планка будет постоянно ложиться на линию: глаз вскидывающего - глаз проверяющего.
Небольшие удлинения ложи порядка 8-12 мм обычно выполняют прокладыванием слоев кожи (подметочной) или ее заменителей между торцом приклада и пластмассовой накладкой на затыльник. Однако значительно рациональнее сшить из кожи шнуруемый «башмак» на затыльник приклада. Внутрь «башмака» вклеивается «стелька» из войлока нужной толщины.
Материалом для «башмака» могут служить голенища от старых женских сапожек. «Башмак» можно выклеить и из резины. Такая насадка удлинит ложу и смягчит отдачу, но главное ее преимущество в том, что с переходом на теплую одежду она быстро снимается и ложа становится короче.
Несколько сложнее удлинение ложи на большую длину, например на 20-40 мм. Мягкий башмак в этом случае непригоден, поскольку будет сминаться на сторону. Поэтому в данном случае, убрав с затыльника пластмассовую накладку, к торцу приклада тщательно пригоняют кусок твердой древесины, желательно той же породы, что и древесина ложи. Кусок приклеивают к торцу приклада любым водостойким клеем (например эпоксидным, «КС» и т.д.) и закрепляют теми же шурупами, какими крепилась накладка. Углубления, в которые будут утоплены головки шурупов, могут быть закрыты просто пробками.
Однако лучше нарезать в углублениях резьбу и сделать с соответствующей резьбой деревянные заглушки с двумя углублениями в торцах под двурогую отвертку. Прикрепленный к торцу кусок древесины обстругивают с боков так, чтобы он стал непосредственным продолжением поверхностей приклада. Старая накладка при этом окажется короткой и непригодной. Можно, конечно, сделать из подходящего материала и даже из древесины новую, более длинную накладку. Однако удобнее оставить затыльник вообще без накладки, как это делают на ружьях высокого класса.
Для этого торец удлиненного приклада закругляют по граням и нарезают на нем крупную насечку (сетку). Для нарезания служит двойная пилка, которую можно сделать из отвертки. Пилкой по нарисованной прямой линии простругивают первую двойную борозду, затем перемещают пилку правым рядом зубчиков в левую бороздку. Теперь левая бороздка будет для пилки направляющей, а пилка левым рядом зубчиков простругает третью борозду. Переставляя пилку всякий раз на одну борозду, получают сеть параллельных бороздок. Наконец, полученные борозды пересекают второй системой бороздок.
Ложу, естественно, укорачивают со стороны затыльника. В два приема отпиливают тонкие слои древесины, параллельные торцу приклада. Отпилив первый слой, проверяют эффект. Если улучшение прикладистости произошло, но еще недостаточное, отпиливают второй. Получив нужную длину ложи, выравнивают торец приклада так, чтобы накладка прилегла к нему без зазора. После этого сверлом для металла немного углубляют гнезда шурупов, державших накладку затыльника.
Диаметр сверла должен отвечать внутреннему диаметру шурупов. На самих же шурупах полезно пропилить надфилем два продольных противолежащих желоба, уподобив шурупы метчикам. Такие шурупы легче входят в древесину твердых пород, и риск вызвать трещину приклада устраняется. После укорочения ложи старая пластмассовая накладка на затыльник оказывается слишком длинной и слишком широкой, и ее приходится опилить напильником.
Если потребуется изменить питч, то есть угол между плоскостью затыльника и продолжением прицельной линии, то спил делают наискось. Если длина ложи должна остаться той же, то спиливают только верх или низ торца. Наконец, при одновременной необходимости изменить питч и удлинить ложу, саму насадку делают скошенной.
Если ружье постоянно ложится вправо или влево от намеченной точки прицеливания, что обычно происходит из-за несоответствия боевого отвода ложи ширине груди стрелка, то скашивают торец в левую или в правую сторону.
Уже во время эксплуатации ружья могут возникнуть два непредвиденных обстоятельства. Несмотря на то, что заряды соответствуют массе ружья, охотник при каждом выстреле испытывает острую боль либо в основной фаланге среднего пальца, либо в скуле. Особенно болезненными бывают удары спусковой скобы по среднему пальцу. Его основная фаланга бывает даже разбита в кровь, в результате чего появляется страх перед выстрелом.
Причина кроется в неправильном захвате указательным пальцем спускового крючка. Из-за полученной в армии привычки захватывать спусковой крючок местом сгиба между ногтевой и средней фалангами рука оказывается сдвинутой вперед, а средний палец прижатым к спусковой скобе. При стрельбе же из дробового ружья спусковой крючок следует захватывать наискось серединой ногтевой фаланги. Тогда между скобой и пальцем будет оставаться свободное пространство, достаточное, чтобы поглотить удар.
Если человек не может переучиться, то ему можно посоветовать приобрести ружье с унитарным спусковым крючком, работающим поочередно на оба замка. Другой выход заключается в закреплении на задней стороне спусковой скобы деревянного или пластмассового косячка. При наличии косячка скоба при отдаче свободно проскальзывает между указательным и средним пальцами, не причиняя боли.
Что же касается подбитой скулы, то и тут виноват бывает обычно сам стрелок, который либо держит лицо не прижатым к гребню приклада, либо, наоборот, судорожно к нему прижимается. Однако причиной может быть и чрезмерная полнота верхнего гребня ложи, которая не соответствует полноте лица стреляющего.
Труднее всего изменить погиб ложи, если он не соответствует высоте целящегося глаза над ключицей, поскольку это потребует точной столярной работы и довольно больших кусков выдержанной древесины. Если для буковой ложи вполне годится кусок старого стула, то для ореховой ложи потребуется ореховая древесина.
Комментарии (0)