В настоящее время известны характеристики около 90 охотничьих и садочных ружей Ф.О. Мацки, находящихся в личном пользовании охотников, частных коллекциях и фондах государственных музеев в России и за рубежом.
Около 10 экземпляров описаны современниками.
Фотографии нескольких гладкоствольных ружей из частных собраний помещены в предыдущем и этом номерах журнала.
Неизвестно точно, какие работы производил Мацка в своей мастерской, какие ружейные части получал готовыми, какие частично завершенными, какие детали делал своими руками.
Ни у кого, конечно, не вызывает сомнений, что «калил колодки и другие части», комплектовал оружие и подгонял ложи под заказчиков сам Мацка.
На этот счет остались воспоминания современников. Но кто состреливал ствольные пары штуцеров, наносил гравировку и т.д., об этом печатная информация отсутствует.
Некоторые исследователи считают, что Мацка собирал ружья только из частей, выписанных из-за границы, сомневаясь в возможности комплектации деталями, изготовленными собственными руками.
Но вот в каталоге 1-й выставки охотничьего оружия ИРТО последним пунктом показанных ремесленником изделий читаем: «Разработки: готовая ложа без железн. частей, пара замков вчерне, колодки полуобработанные вчерне, спусковые части вчерне, кованые части для ружья. Не продается».
Таким образом, можно считать почти доказанным, что мастер в некоторых случаях комплектовал ружья деталями, изготовленными лично.
ТОРГОВЫЙ ЛОГОТИП
Следует отметить, что местонахождение коммерческого клейма с фамилией и начальными буквами имени-отчества мастера на частях ружей не во всех случаях одинаковое. Установить, зависело ли это от условий заказа или от других причин, невозможно.
Например, фамилия и начальная буква имени оружейника Ф.МАЦКА (именно так, без пробела) всегда клеймились на правой подушке коробки. Но что касается маркировки фамилии и начальных букв имени-отчества (Ф. О. МАЦКА), то она встречается и на правой, и на левой замочной доске, а также на правой и левой ствольной трубке.
Маркировка места комплектации ружья (ВЪ С.-ПЕТЕРБУРГѣ) делалась соответственно на левой и правой замочной доске, левой и правой ствольной трубке. Логотип мастера, состоящий только из фамилии и начальной буквы имени (Ф. МАЦКА), иногда встречается на стволах. На ранних изделиях подпись Ф.О. МАЦКА клеймилась на обеих замочных досках.
НУМЕРАЦИЯ РУЖЬЯ И СТВОЛЬНОГО БЛОКА
Порядковый номер маркировался методом клеймения на левой подушке коробки, торце малого (казенного) ствольного крюка, остове цевья. На предохранительной скобе номер гравировался вручную.
На обеих ствольных трубках внизу под цевьем встречаются пятизначные числа, означающие фабричный номер сборки, проставленный предприятием-изготовителем ствольного блока.
На сегодня известна дата изготовления 10 ружей: № 8 (12-й калибр) — 1883; № 17 (12-й калибр) — 1883; № 30 (12-й калибр) — 1885; № 59 (20-й калибр) — 1887; № 68 — 1888; № 76 (12-й калибр) — 1888; № 107 (16-й калибр) — 1890; № 200 (12-й калибр) — продано в августе 1898; № 252 (12-й калибр) — год открытия заказа март 1898; № 257 (20-й калибр) —год открытия заказа март 1898, год завершения — август 1900.
СТВОЛЫ
Владельцы неединодушны во мнении, выписывал Мацка только ствольные трубки, либо полностью готовые стволы (т.е. ствольные блоки) с высверленными патронниками, нарезанными каналами, высверленными и пристрелянными чоками, установленными экстракторами.
Высказывания на этот счет противоречивы. Можно с большой долей вероятности предполагать, что только в исключительных случаях петербургский штучник прибегал к самостоятельной сборке ствольных блоков.
Другими словами, условно говоря, в 95 случаях из 100 оружейник получал готовые стволы с фабрик, которые специализировались в этом деликатном производстве, о чем, собственно, свидетельствует маркировка производителей.
Упоминавшийся А. Романов приводит в связи с этим свое любопытное исследование. На курковой двустволке 16-го калибра (№ 107), изготовленной в 1890 году для камер-юнкера Александра Павловича Демидова, графа и почетного попечителя Демидовского лицея в Ярославле, он обнаружил после тщательного осмотра следы перепайки стволов английской стали.
Лабораторный спектральный анализ показал, что перепайка была произведена более 120 лет назад. А в одном из закрытых ведомственных архивов А. Романов обнаружил письмо Мацки к графу, в котором он сообщал, что заказ № 107 несколько задерживается из-за проблем со стволами…
Скорее всего, в одном из выписанных из-за границы стволов оружейник обнаружил непоправимый дефект, что вынудило его забраковать весь блок. Единственное решение — перепаять его, заменив ствольную трубку, что Мацка и сделал.
Второй пример касается патронников, которые Мацка, по-видимому, также мог дорабатывать, если стволы не обеспечивали однообразный бой.
Вот что пишет некто Г. Иосса в своей статье, озаглавленной «О патронниках»: «Имея случай в прошлом году говорить по этому поводу (о конфигурации патронников. — Ю.М.) с петербургскими оружейниками Гонно и Мацка, я получил подтверждение этого вывода, что с устранением у патронников коротких уступов, получаются более однообразные выстрелы» («Природа и Охота», 1882 г.).
В ранних объявлениях Мацка сообщает, что на свои ружья высшего сорта он ставит «стволы Леопольда Бернара высшего сорта или первого сорта английские».
Ружья второго сорта собираются «с лучшими бельгийскими стволами Гесе – Лемоанъ» — так мастер именует фабрику дамасских стволов E. Heuse-Lemoine. Из бельгийских производителей Мацка остановил свой выбор на E. Heuse-Lemoine, и скорее всего не случайно.
В дореволюционных охотничьих изданиях об этой фабрике из местечка Несонво под Льежем сказано много лестных слов. Но, несмотря на столь высокую репутацию бельгийского дамаска от E. Heuse-Lemoine, петербургский штучник комплектовал стволами этого предприятия исключительно «ружья второго сорта». А какому материалу мастер отдавал предпочтение?
Послушаем С.А. Бутурлина: «Мацка, — писал профессор в отчете по данным экспертизы ружей на 2-й выставке ИРТО, — предпочитает стволы витвортской стали, редко ставя дамассковые, при чем худшее по качеству стволов ружье его имеет дамассковые стволы Леопольда Бернара».
Посмотрим, стволы чьей сборки использовал мастер в ружьях, экспонировавшихся на 1-й выставке ИРТО в 1886 году. Открываем каталог: стволы Леопольда Бернара стоят на семи изделиях; стволы английские также на семи; стволы бельгийские на одном.
Общее количество выставленных ружей — пятнадцать. Длина стволов с гладкими каналами ружей Мацки зависела от назначения оружия, калибра, конкретного требования заказчика и колебалась в пределах от 651 мм (№ 171) до 825 мм (№ 316).
Как маркировали производители стволы, которыми комплектовал свое оружие Мацка? На каждой трубке ствольного блока снизу под цевьем фабрикант-ствольщик ставил коммерческое обозначение ствольного материала, клеймил номер сборки и торговый логотип.
Например, дамаск Л. Бернара (сборка фабрики дамасских стволов Л. Бернара в Париже — L. BERNARD); английский дамаск (сборка фабрики Т. Кильби в Бирмингеме — T. KILBY); бельгийский дамаск (сборка фабрики дамасских стволов Хес-Лемуана в Несонво близ Льежа — E. Heuse-Lemoine); сталь Дж. Витворта — Sir Joseph Whitworths Fluid Compressed Steel — «Прессованная в жидком состоянии сталь сэра Джозефа Витворта» (сборка фабрики Т. Кильби в Бирмингеме — T. KILBY); специальная ружейная ствольная сталь Фр. Круппа, Эссен — Special-Gewehr-Lauf-Stahl Fried. Krupp Essen (сборка фабрики Т. Кильби в Бирмингеме — T. KILBY, либо завода J. P. Sauer & Sohn Suhl); сталь заводов «Джон Коккериль» в Серане — ACIER COKKERILL (сборка «Льежской оружейной мануфактуры» — Manufacture Liegeoise d’Armes a Feu).
Порядковый номер ружья мастер-штучник дублировал на торце малого ствольного крюка.
КАЛИБРЫ
Анализ изготовленных мастером изделий показывает, что гладкоствольные ружья имели 10-й (№ 132, 232, 243, 316 и др.); 12-й (№ 96, 100, 102, 164, 170, 171, 199, 200, 206, 210, 213, 252, 296 и др.); 16-й (№ 107, 113, 241, 242, 247, 285, 304 и др.) калибр.
В 20-м калибре скомплектованы ружья под № 59, 192, 218, 224; 322 и в 28-м — № 325.
В соответствии с пожеланиями заказчиков наверняка встречаются и другие калибры. Известно, что штуцеры выпускались 12-го и 16-го, экспрессы — .450-го и .500-го калибров. Из гладкоствольных ружей у заказчиков пользовался спросом 12-й калибр, несравненно меньше 16-й, затем 20-й, 10-й и 28-й. Штуцеры, по-видимому, выполнялись в любом калибре в равной пропорции.
Из двенадцати гладкоствольных ружей, показанных в 1886 г. на 1-й выставке русского охотничьего оружия ИРТО, девять экземпляров имели 12-й калибр; две двустволки были выполнены в 16-м калибре и только одно ружье в 28-м калибре.
Из тринадцати гладкоствольных ружей, экспонировавшихся в 1897 году на 2-й выставке охотничьего оружия и предметов охотничьего и рыболовного промыслов ИРТО, одиннадцать ружей имели 12-й калибр и всего две бескурковки были выполнены в 20-м калибре.
Считается, что лучшие в России «парадоксы» изготовлял Мацка, по крайней мере, петербургский мастер комплектовал их в середине 1890-х годов. По утверждению С.А. Бутурлина, стволы ему нарезала фабрика «А. Франкотт» в Люттихе преимущественно в 12-м калибре.
Такие «нарезные чоки», по сведениям из разных источников, имеют двустволки под № 184, 200, 299, 392. И только «парадокс» Бутурлина (№ 257) изготовлен с патронниками длиной 65 мм под тонкостенную металлическую гильзу 24-го калибра при гладком канале 20-го калибра (15,75 мм).
Примечание: по данным того же Бутурлина на 2-й выставке оружия ИРТО (1897) Мацка демонстрировал «парадоксы» под № 184 и 200, хотя в официальном каталоге они вообще не фигурируют, а ружье под № 200 упоминается с гладкими каналами 12-го калибра.
О том же ружье говорит и заказчик Лосев («Псовая и ружейная охота», 1899, № 14), отмечая, что оно имело гладкие, а не «нарезные чоки» в обоих стволах. Скорее всего, специально для выставки Мацка укомплектовал бескурковку № 200 вторым ствольным блоком с «парадоксами».
ТИПЫ ГЛАДКОСТВОЛЬНЫХ РУЖЕЙ
Для каких охот изготовлял оружие Мацка?
Печатная статистика на этот счет отсутствует, но из тех ружей, которые находятся в обращении, можно заключить, что мастер собирал облегченные курковые и бескурковые двустволки для охоты с подружейной собакой (дульные устройства: «цилиндр — цилиндр»; «цилиндр с напором — цилиндр с напором»).
Комплектовал тяжелые ружья для стрельбы водоплавающей птицы на перелетах (дульные сужения «чок — чок»); охотничьи ружья общего назначения (дульные сужения «получок — чок»); а также массивные садочные ружья для призовой стрельбы голубей на стенде с длинными стволами (дульные сужения «чок — чок»).
КОРОБКИ
Из сообщения Г. В. Тарновского («Приволжский Вестник Охоты», 1890/1891, № 14) следует, что Мацка — единственный из отечественных оружейников, кто выписывал коробки вчерне из Австрии, а В.В. Курбатов уточняет, что «колодки Мацка получал от австрийской фирмы Густава Биттнера, они приходили уже с затвором…».
На правой подушке коробки мастер клеймил свое имя — Ф.МАЦКА, на левой — номер ружья и год изготовления. Последнее он, правда, делал не всегда и, что вполне возможно, только по особому требованию. На подушках коробок ружей, относящихся к раннему периоду, иногда дублировалась подпись на латинице: F. MACKA.
Важно отметить, что все без исключения коробки известных в настоящее время ружей Мацки, имеют глухие гнезда для подствольных крюков, что является одним из непременных признаков высокого класса.
Замечу, что ни на одном из подлинных ружей нет подписи F. MATZKA. Если ружья либо ящичные этикетки с такой подписью существуют, это, скорее всего, подделка.
ЗАМКИ
Из числа 15 ружей, экспонировавшихся на 1-й выставке оружия ИРТО, только одно было бескурковое. Одиннадцать лет спустя, на 2-й выставке ИРТО, картина изменилась: мастер-штучник показал 6 курковых и 7 бескурковых гладкоствольных ружей.
Во внешнекурковых ружьях Мацка использовал 4 типа ударных механизмов: подкладной с передним расположением боевой пружины; «в шейку» с длинной обратной боевой пружиной; льежского типа с короткой обратной боевой пружиной; ложноподкладной, с задним расположением механизма льежского типа с короткой обратной боевой пружиной.
В бескурковках применял механизмы 5 типов: подкладной на боковой доске с передним расположением боевой пружины, нижним шепталом, интерцептором или без него; льежского типа на боковой доске с короткой обратной боевой пружиной и нижним шепталом; ложноподкладной на боковой доске, с задним расположением механизма льежского типа с короткой обратной боевой пружиной; ложноподкладной типа Скотт на боковой доске с задним расположением боевой пружины и «хрустальным окошком» (crystal cocking indicator).
Наконец, коробчатый замок типа «Энсон и Дили» с нижним расположением шептала без интерцептора.
Используя стандартные поковки колодок, Мацка предпочитал комплектовать их готовыми замками на боковых досках заграничной фабричной сборки — внутрикурковыми и внешнекурковыми.
Ударные механизмы мастер выписывал у лучших английских фабрик — об этом свидетельствуют современники.
Так, фон Миллер пишет: «…замки английские, стоящие от 35 до 50 рублей в сыром виде» («Русский альманах охоты», 1896). Замки могли поставлять непосредственно компании W.&C. Scott & Son (Birmingham), W. Moor & Grey (London) или Joseph Brazier & Sons (Wolverhampton).
Мастер мог также пользоваться услугами агентов компаний в Санкт-Петербурге, но подробности мы вряд ли узнаем. Не исключено, что штучник заказывал готовые комплектующие через представителя любой добросовестной фабрики в Санкт-Петербурге, в частности, Auguste Francotte.
В редких случаях ударные механизмы на досках Мацка мог изготовлять самостоятельно.
По крайней мере, так поступал его преемник — К.П. Маслов. А вот при заказе ружья системы «Энсон и Дили» мастер в любом случае был вынужден выпиливать детали коробчатого механизма лично, что, конечно же, удорожало изделие.
ЛОЖИ
По воспоминаниям современников и информации владельцев, гладкоствольные ружья Мацка комплектовал ложами с прямой шейкой, реже — с полупистолетной, еще реже — с пистолетной, причем резал их сам и подгонял заказчикам с большой тщательностью.
Штуцеры снабжались ложами с пистолетной шейкой. Подщечный выступ на прикладе, распространенный на ружьях немецких оружейников и так любимый русскими охотниками, Мацка избегал.
Затылки прикладов обычно несли металлические затыльники и лишь в редких случаях украшались нарезкой сетки по дереву. На торцы выступов шеек крепились металлические розетки, декорированные растительным орнаментом.
Цевья ставились пружинные системы Энсона с кнопочным управлением. Ранние ружья снабжались цевьями с защелками иных конструкций, какова, например, курковая двустволка № 17, имеющая цевье с поворотным рычажком Хорсли.
Лепесток головки ложи в соответствии с пожеланиями заказчиков завершался чаще всего каплевидной «слезкой», очень редко — «слезкой» в виде якорька и, возможно, сердечка.
В нижний гребень приклада врезался золотой либо серебряный овальный медальон с монограммой владельца или без таковой. От кого мастер получал сырой материал (заготовки ореховой древесины или полуфабрикаты лож), в источниках не уточняется.
ГРАВИРОВКА
Современные исследователи полагают, что сам Мацка ружья не украшал, а отправлял металлические части специалистам-граверам. Вот только куда — за границу или в российские мастерские?
Так ли обстояло дело в действительности, прямых указаний в источниках нет, однако намеки авторитетных авторов дают повод в этом усомниться.
В статье «О цене ружей» («Природа и Охота», 1899) С.А. Бутурлин пишет: «… такой артист-оружейник, как Ф. О. Мацка, берет за гравировку своих великолепных ружей 30 рублей. А между тем во всех этих случаях речь идет далеко не о той гравировке, какая ставится на ружьях валового производства, хотя бы и в 250 руб. ценою.
Так как обычная цена ружей Мацки около 400–450 р., то цена гравировки составит всего 6–8 % цены ружья». С другой стороны, авторское выражение «берет за гравировку» не обязательно означает, что сам ее и делал. Таким образом, вопросы остаются.
Комментарии (1)
Леонид Галась
Что сказать о статье, можно лишь порадоваться, что на Охотники.ру вернулся по-настоящему знающий ружейное дело Ю. Маслов.