Волжские извращения

Изображение Волжские извращения
Изображение Волжские извращения

Новичок, которому настроили снасть, показали, как бурить, привязали мормышку и насадили тюльку, с первых же рыбалок стал показывать хорошие результаты

Сколько судачатников – столько и способов ловли. Кто-то предпочитает активную ловлю и постоянно бегает и бурит, кто-то высиживает на одном месте. Кто-то блеснит, кто-то ловит на мормышку. А кто-то умудряется совмещать эти два способа ловли. Сколько разных способов ловли блесной – в один газетный материал не поместить. Но вот с ловлей берша и судака на мормышку, казалось бы, не должно быть много вариантов, знай себе, сиди и жди поклевку, выставив снасть на стояк, и лишь изредка шевели, играй мормышкой, чтобы разбудить сонное их царство. Но ведь и шевелить мормышку надо грамотно…

Всегда считал, что на мормышку надо ловить плавно и резких движений делать ни в коем случае не следует. Мормышка она сама по себе как бы сориентирована на рыбу более пассивную, которая не клюнет на активную блесну. Посему даже при ловле судака мормышкой с тюлькой играл не резко, а плавно – как на леща, либо коротко и дробно, как на окуня. Вариантов больше вроде и не было… И как-то так сложилось, что на игре поклевок случалось не очень много. Большинство – сразу же на паузе после такого сеанса игры.

После того как к судаковой рыбалке пристрастился один мой друг, я многое переосмыслил в этой ловле, которая вроде бы до предела проста и ничего нового в ней не придумать. Денис парень молодой, прогрессивный. К зимней рыбалке пристрастился случайно, когда ему, заядлому компьютерщику, попалась замечательная финская игра, в которой настолько реально представлена зимняя рыбалка, что ему захотелось реальных ощущений. С этим мы ему и помогли, взяв с собой на рыбалку. Новичок, которому настроили снасть, показали, как бурить, привязали мормышку и насадили тюльку, с первых же рыбалок стал показывать хорошие результаты, в пух и прах облавливая своих «старших» товарищей. Затертая до дыр фраза про тех, кому везет, звучала на каждом совместном выезде, особенно в самом конце, когда все с гордостью демонстрировали улов.

Задуматься о реальных причинах происходящего захотелось на очередной рыбалке, когда счет в пользу Дениса оказался семикратным.

На сей раз мы ловили в прибрежной зоне Чебоксарского водохранилища по Сундырскому повороту. Места эти нам не очень знакомы и, выйдя на лед, мы просто пошли по тропе и, далеко от берега не удаляясь, засверлились неподалеку от сильно разбуренного места. Здесь, видимо, гоняли либо судака, либо густеру, что в обоих случаях то, что нам нужно.

Нас несколько человек и все разбредаются по сторонам. Денис жмется ближе ко мне, у нас на двоих один пакетик тюльки.

Я с утра очень много бурю, надолго на лунках не задерживаясь. Три-пять минут без поклевки – и бегу бурить. Тем более, на незнакомом месте. А бурю я обычно по одной полосе, найду свал в глубину и делаю лунки прямо по свалу. Сегодня я быстро нахожу свал и, не имея поклевок, интенсивно бурюсь дальше по бровке, вверх по течению. Денис быстро остается позади, он не очень любит искать и делать лунки. Рыба сама его находит.

В некоторых лунках чувствую очень слабенькие поклевки. То на игре подбросит мормышку вверх, то на стоячке шелохнет. Подстраиваюсь под пассивную рыбу, меняю мормышку на более легкую, делаю игру понежней. Но все те же слабые поцелуйчики – и ни одной засечки. Так и мучаюсь до самого полудня. Около часа дня собираемся вместе попить чай, перекусить и поделиться результатами. На всех четверых – шесть бершей и один судак, и все пойманы Денисом. Мой бершик с карандаш, который попадается на стоячке во время чаепития, не в счет. У остальных одни пустые поклевки.

Что самое в этой ситуации сокрушительное – вся рыба Дениса поймана в лунках, которые я до него обловил. Денис, не имеющий собственного бура, когда я убежал, ловил в моих лунках. Да и снасти у него все из-под моей руки. И мормышки вместе покупали, и леска у нас одна и та же, кивки – и те одинаковые, даже мормышку ему я привязал. Значит, дело не в техническом оснащении, а в подаче приманки. Не в силах понять, почему рыба выбирает его, слежу за тем, как он ловит.

Изображение фото: Сергей Семенов
фото: Сергей Семенов 

Вот мормышка достигла дна, Денис подматывает леску, выставляет мормышку в 3-5 см от дна. Я бы начал играть, а он, к моему удивлению, коротко подбрасывает мормышку на 10-15 см и возвращает удочку в прежнее положение. Будто у него на конце лески не мормышка, а блесна. На мой удивленный вопрос следует ответ:

– Я так в «Про Пики2» ловлю.

Про Пики2 – та самая заразная компьютерная игра про зимнюю рыбалку.

На моих глазах у него следует уверенная поклевка, кивок сгибается под 90 градусов – и Денис вытаскивает судачка. Вот-те раз!

Такого извращения с мормышкой еще никто не делал, и здраво мыслящему опытному рыболову с солидным стажем и в голову не пришло бы. Кто увидит такую пошлость – засмеют. А молодому рыбаку, новичку, и в голову не пришла мысль, что так ловить – значит, смешить других. Но на самом деле, как это часто в жизни бывает, хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Иду на свою лунку. Пытаюсь забыть, что у меня мормышка, и стараюсь убедить себя, что блесню. Да, у нас на Волге ловят окуней, правда, диаметрально противоположным способом – блесной с элементами мормышечной игры. То есть блесной по сути «мормышат». Это отдельная философия рыбалки со множеством секретов и тонкостей.

Здесь же обратная ситуация. На мормышку как блесной? Звучит очень несуразно, но ловит ведь!

Хожу по своим старым лункам, стараясь вспомнить, где были поклевки. И вот в очередной лунке, на паузе после взмаха (как при отвесном блеснении!), четкий тычок! Есть берш, граммов четыреста. Следом попадается такой же судачок.

Всю обратную дорогу Денис в машине делился секретами своего успеха. Конечно, он поймал с десяток бершей и судачков, в то время как некоторые у нас так и не обрыбились.

Изображение фото: Сергей Семенов
фото: Сергей Семенов 

Через пару дней мы с Денисом отправляемся на рыбалку вдвоем. Будний день – остальные не смогли сорваться.

И в этот раз ловим на новом для себя месте. Не доезжая Шомиково поворот направо и прямой спуск до Волги. Я отсюда вижу Волжанку-Сюктерку, знакомые мне места, но до них не один километр. У нас же в этом сезоне программа поиска новых интересных мест, поэтому буримся на ледяном поле в полном неведении, даже какие глубины здесь не знаем. Денис разматывает леску, ее не хватает, смещаемся к берегу. Вот 12 метров – самое то.

На рыбу мы сели как-то очень удачно. Денис в первой же лунке ловит берша, я – судачка. Теперь мы ловим одним и тем же способом, но я больше бурю и на этом ловлю раза в полтора больше него. Рыбу разбрасываю прямо возле лунок в целях экономии времени. Надо же Дениса обловить, чтобы не зазнавался!

Через какое-то время к нам подходят два рыбака, тоже тюлечники. Видя россыпь приличных бершей, забуриваются неподалеку. Я боковым зрением за ними наблюдаю. Типичные волжские тюлечники, ловят на стоячку, изредка шевелят мормышками. Но у них дела совсем не клеятся, и мы догадываемся почему. Когда Денис довольно эмоционально-экспрессивно вытаскивает судачка на кило, рыбаки подваливают к нам и просят показать наши балансиры. Издалека им показалось, что мы блесним на балансир! Денис что такое балансир не знает и доверительно показывает свою мормышку с тюлькой. Рыбаки в недоумении посмотрели на мормышку, на Дениса, на кучку бершей, сделали еще несколько лунок, и так ничего не поймав, махнули рукой и ушли дальше. А мы так и продолжили ловить на мормышку как блесной.