Хороши для ухи ерши!

Изображение Хороши для ухи ерши!
Изображение Хороши для ухи ерши!

Часть 1. Поиск мест ловли на водоемах разных типов

Пренебрежение к ершу, похоже, начинает уходить в историю. Еще лет двадцать назад большинство рыболовов отзывались об этой рыбе, если не с пренебрежением, то уж с неуважением точно. Переоценка ерша происходит не потому, что он вдруг стал крупнее или вкуснее, а как мне кажется, в связи с тем, что ловить его стало не так уж просто, как было раньше. Ерша теперь меньше, и это отмечают многие. А рыбы более или менее достойного размера стало намного меньше. Радует то, что ерш начал появляться в водоемах, где его раньше не ловили, и здесь он явно растет. Прежде всего, эта рыба неожиданно появилась, а может быть, проявилась, в некоторых глубоких карьерах. Так или иначе, но специально ловить ерша не только интересно, но и достаточно сложно. Сложности проявляются сразу же, как только появляется задача наловить именно ершей, на уху ли, или «на живца».

Поиск ерша чем-то напоминает поиск судака. То есть, сначала нужно найти место с первой поклевкой, а уж затем искать точку ловли, в которой рыба активна и ее много. Чаще всего такое происходит при ловле крупного, по меркам данного водоема, ерша.

Буквально пару лет назад я в очередной раз случайно столкнулся с такой ситуацией. На Волге ловили окуня на глубоком поливе в затопленном коряжнике. Лунки сверлили плотно, то есть буквально через метр. В одной лунке стал попадаться ерш и я ее обсверлил со всех сторон и, как это часто бывает, ерш клевал в двух. С двух лунок было поймано почти восемь килограммов «ладошечного» ерша и ни одного из других лунок. Для наглядности уточню, что всего лунок было сделано не менее полутора сотен и на всех без исключения клевал окунь. Что именно понравилось ершу среди одинаковых затопленных деревьев на одной и той же глубине, можно только гадать.

Места стоянок и пути передвижения этой рыбы весьма разнообразны и в каждом водоеме свои. Где-то ерш предпочитает самые глубокие ямы на границе течения, где-то он занимает точки на нижних бровках ям, в других водоемах он может стоять между подводными косами и на пологих свалах в глубину. Есть водоемы, в которых ерша ловят в устье ручья, среди растительности, на метровой глубине. Так, например, еще несколько лет назад разнокалиберных ершей в очень больших количествах ловили на одном из Нарских прудов в самой гуще подводной растительности. Я пару раз ловил ершей на мели, над ковром растительности на одном из лесных озер Новгородской области. Причем озеро родниковое, с глубинами до девяти метров. Что ерш делал на мели среди зимы, сказать трудно. Нужно подчеркнуть еще один факт. Ерш не только может встретиться в неожиданном месте, но эта рыба еще имеет обыкновение мигрировать по водоему, и на довольно приличные расстояния. Он то скрывается на самом русле и в ямах, то выходит на верхнюю бровку, а в теплую погоду даже подходит к берегу. Но до поступления под лед талых вод ерш еще очень редко появляется на глубине меньше двух метров. Характер грунта, над которым стоит ерш, не играет существенной роли, если смотреть в целом. Однако на каждом водоеме, особенно если есть выбор, ерш все-таки предпочитает какие-то определенные грунты, чаще всего твердые.

В небольших озерах ледникового типа, то есть глубоких, с очень прозрачной и родниковой водой, найти ерша вероятнее там, где стоит крупная плотва. Плотва среди зимы здесь обычно занимает горизонты в полводы недалеко от подводного ключа, но в стороне и ближе к крутому склону в глубину. Периодически ерша можно обнаружить и в прибрежной зоне в промежутке между местами стоянки окуня и плотвы. В таких озерах ерш часто мигрирует.

В больших, но относительно мелких озерах и прудах ерш обычно стоит на самом глубоком месте, но бывает, что выходит на пологие склоны ямы и даже посещает места с развитой подводной растительностью. Такие выходы к февралю становятся все более редкими и случаются, как правило, в оттепели после сильных морозов.

Очень похожее поведение ерша и в водохранилищах без течения. Здесь ерша вероятнее обнаружить около русла, но более крупный также выходит на отмели после морозов. Точки выхода очень локальны, искать их труднее всего, поскольку здесь ерш реагирует на прикормку, но она его долго не удерживает.

На водохранилищах с течением ерша вероятнее обнаружить на глубоких местах со слабым и очень слабым течением на средних глубинах от четырех до шести метров. На большей глубине, как правило, уже чувствуется течение и здесь можно, но опять же маловероятно, найти относительно крупную рыбу. На проточных водохранилищах ловля среди зимы наиболее результативная и стабильная. Связано это с тем, что ерш из года в год выбирает для стоянок практически одни и те же места, хорошо реагирует на прикормку, удерживается прикормкой и клюет всегда. Остается рыба на своих местах до тех пор, пока не изменится рельеф дна. Поскольку рельеф дна в реках и проточных водохранилищах меняется в течение десятилетий, то, найдя стоянку ерша еще осенью, его с переменным успехом ловят с одних и тех же лунок в течение всей зимы. Однако я советую: если после нескольких рыбалок результаты начнут резко снижаться, поискать неподалеку другое место. Дело в том, что таких концентраций ерша, какие описывал Сабанеев, в европейской части России уже не сыскать. Ерша при постоянной охоте за ним можно просто «выбить».

На мой взгляд, наиболее просто ловить на небольшой реке, в которой есть выраженные ямы на поворотах русла с замедленным течением. В таких местах ерш почти никогда среди зимы не покидает глубокие и тиховодные места, очень редко приближается к берегу или перекату. С другой стороны, клев на реке может быть самым капризным и приходиться на какие-то определенные часы.

Единственное, чего ерш не переносит, так это неустойчивую, переменную струю на реке. Искать ерша, с одной стороны, легче, чем окуня или плотву, в силу того что он всегда держится придонного слоя и нет необходимости проверять средние и поверхностные горизонты воды. Но это и осложняет поиск. Объясню почему. Ерш во время сезонных и суточных миграций движется стаей около дна по достаточно узким тропам, что прежде всего характерно для участков с неравномерным рельефом. Поэтому для обнаружения тропы приходится сверлить новые лунки очень близко друг от друга. Свернуть ерша с тропы даже прикормкой в виде мотыля редко удается. Поэтому залогом успеха может стать только лунка, просверленная над тропой или локальной и очень небольшой по площади стоянкой ерша.

Стоит сказать несколько слов о времени ловли. Среди зимы эта рыба в целом подтверждает свою репутацию сумеречной и ночной рыбы. Как правило, лучшее время клева приходится на ранние, еще до восхода солнца, часы. Поклевки на мелких местах заканчиваются часам к десяти утра и могут возобновиться в три-четыре часа дня. На глубоких местах клев более устойчив и растянут почти на весь день. Полное отсутствие клева приходится на период с двенадцати до часа дня, что характерно и для окуня. Ночью клев продолжается с разной интенсивностью почти без перерывов, но более интенсивен после захода солнца и до часа ночи. На мели ночью я никогда ерша не ловил, и не потому, что нет клева, а потому, что не пробовал.

В любом случае, советую не уповать на ловлю в каком-то одном хорошо известном прикормленном месте. Нередко несколько лунок на «свежем» месте могут полностью изменить ранее тщательно разработанный план. Случается так, что в первой же лунке на свежем перспективном месте сразу начинается клев. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что первые поклевки на новых лунках случаются при использовании активной игры мормышкой, точно такой же, как при поиске окуня. Если просто опустить мормышку на дно и ждать поклевки, то ее скорее всего не будет.

Когда стоянка найдена, можно считать, что полдела сделано. Но меньшая его половина.

На ловлю ерша нужно настраиваться и готовиться к ней так же целенаправленно, как, например, к охоте за лещом. Это относится и к подготовке места, и к прикормке, и к снастям, которые требуют специализированной настройки, но об этом в продолжении.