Николка

Изображение Николка
Изображение Николка

Раннее утро. Самый сладкий сон именно в это время, а особенно сладок он у детей. Николка сквозь сон слышал, как звала его бабушка, но так хотелось поспать еще хоть минуточку. По комнате, где он спал, плыл вкусный запах блинов, а к блинам бабушка всегда ставила варенье или сметану, из крынки наливала молоко.

Окончательно проснувшись, Николка сбегал к умывальнику, поплескал на круглое лицо прохладной водой, надел видавшие виды штаны и сел к столу, на котором горкой лежали блины. Бабушка подвигала поближе то сметану, то варенье, приговаривая разные ласковые слова. Мальчик, хмуря брови, откусил от свернутого блина большой кусок, сосредоточенно стал пережевывать его, запивая молоком. Вся эта суета на кухне затеяна неспроста, сегодня он самостоятельно отгоняет корову Жданку в стадо, а затем остается на берегу, у моста через реку, ловить на удочку пескарей.

Николке пять лет, в этом году, в ноябре, исполнится шесть. Он изо всех сил старается казаться взрослым, все о нем говорят, что он уже вырос большой, помощник в семье, а он и рад стараться, все поручения выполняет бегом, с самым серьезным видом. Родители не нарадуются, какой послушный мальчик растет, другим его в пример ставят.

Не обходится и без подшучиваний над ним, особенно старший братишка старается. В прошлом году его стали собирать в школу, купили портфель, учебники, ну и все остальное, а Николке завидно, он хотел в школу не меньше брата. Дождался Николка первого сентября, пришел в школу и сел за парту, как все ученики. Учительница увидела новенького, спрашивает, кто он такой, сколько ему лет, он отвечает без запинки. Учительница объяснила ему, что надо подождать, когда ему исполнится семь, а сейчас еще рано в школу.

Несостоявшийся ученик горько плакал, сидя на крыльце школы, как их понять, этих взрослых, то все говорят, что он уже большой, то надо еще ждать. Зимой, вместе с братом, по его букварю, он выучил все буквы, научился читать, правда, пока по слогам, а весной пришел в библиотеку, она недалеко от школы, и попросил книгу. Библиотекарь спросила, умеет ли он читать, а когда убедилась, что умеет, записала его на карточку и выдала детскую книжку с картинками. С тех пор Николка стал читать библиотечные книги и узнал из них много интересного и полезного для себя.

Большая красная, с белыми пятнами, корова важно шагает по дороге, за ней, не менее важно, с удочкой на плече и ведерком в руке, идет Николка. Одет он в легкую серую куртку, кирзовые сапоги и фуражку с большим козырьком. У ворот дома осталась стоять, глядя им в след, пожилая женщина. Бабушка, отправляя внука одного, не боялась, что с ним что-нибудь может случиться. До места, где собирают животных перед тем как гнать их на выпас, совсем недалеко, а ловить рыбу он много раз ходил вместе с братом и сверстниками.

Корова прекрасно знает дорогу, каждый вечер она приходит домой сама, сейчас она тоже идет знакомой дорогой, не думая, что ее кто-то провожает, а провожатый держится от нее на почтительном расстоянии, он любит пить молоко, уважает корову и все-таки немного ее побаивается. Редкие в это время прохожие с улыбками смотрят на живописную процессию, но юный рыболов не обращает ни на кого внимания.

Река встретила сыростью и прохладой. Сдав корову в стадо и выполнив первую, основную часть сегодняшней миссии, Николка приступил к выполнению второй, полюбившемуся ему занятию – рыбалке. Он точно знал, что здесь, где постоянно толчется много людей, шум и гам, не может быть хорошей рыбалки, это занятие требует покоя и тишины. Он прошел дальше, за мост: в протоке между островом и берегом было заветное место, где они с ребятами уже несколько раз ловили пескарей.

Сегодня, да еще в такую рань, здесь никто не рыбачил и Николка выбрал, как ему казалось, самое хорошее место, с воткнутой кем-то рогулькой для удочки. Дно в этом месте песчаное, с мелкими камешками, течение не быстрое, глубина не позволяет видеть дно, но все-таки не очень большая. Отмотав с мотовильца на бамбуковой удочке леску, рыболов достал из ведерка баночку с червяками, выбрал одного и насадил его на крючок, пальцами оборвал извивающийся хвостик, при ловле пескарей он не нужен, плюнул на червяка и закинул удочку.

Поплавка не было, поклевка определялась по подергиваниям лески, грузило свободно скользило и стопорилось недалеко от крючка маленькой дробинкой. Удочку Николка готовил под руководством брата и очень гордился ею перед друзьями. Положив удилище на рогульку, стал ждать поклевки.

Поклевки не заставили себя ждать, пескарей здесь очень много, часто попадались совсем маленькие и он отпускал их обратно в реку. Он знал, что в ведерке рыбки быстро уснут в теплой воде, на этот случай у него в кармане куртки хранился кукан из двух палочек и крепкой нитки.

Пойманного пескаря он сажал на кукан, просовывая одну палочку ему в жабры, опускал в воду, другой свободный конец кукана закреплял на берегу. Николка вновь и вновь закидывал удочку, грузило тянуло насадку на дно, течение натягивало леску, позволяя увидеть малейшее прикосновение рыбки, пробующей насадку, леска на кончике удочки тут же дергалась, следовала подсечка и очередной пескарь вылетал из воды и, если был достойных размеров, оказывался на кукане.

Попалось даже несколько чебаков, чему маленький рыболов был несказанно рад. Солнце поднялось высоко, заставило снять куртку, а потом и искупаться чуть ниже, на песке, с ребятами, которые тоже пришли ловить рыбу.

Рыбы поймано достаточно, пора собираться домой. Выбросив оставшихся червяков в воду, смотал леску, отвязал верхнюю палочку на кукане, освободил рыбок от нитки. Всех рыбок сложил в ведерко, а сверху прикрыл свежей травой. Рыбалка закончилась. С удочкой на плече и ведерком Николка шагает домой. Дома вечером на ужин была уха из пойманной им рыбы. В семье появился еще один кормилец.