Рыба в истории России

Изображение Рыба в истории России
Изображение Рыба в истории России

«В старину живали деды Веселей своих внучат...» Аскольдова могила, 1835 г.

 Восемь лет назад в РОГ была опубликована моя статья под названием « Рыбка к посту», в которой рассказывалось о некоторых предпочтениях русского человека в пище во время поста и после него. В 2009 году, не знаю уж почему, руководство нашей страны вдруг тоже озаботилось пищевым рационом россиян. Пообещали возродить магазины «Океан» и вдоволь накормить россиян мойвой и минтаем, а скоро, возможно, и четверг снова станет всероссийским рыбным днем.

Мое поколение еще застало пропахшие треской «Сельмаги», в которых деревянные бочки с пивом соседствовали с бочками, наполненными вкуснейшей жирной селедкой. Постепенно соленую треску и селедку, огромных красных окуней и палтуса на прилавках заменила соленая тюлька и сельдь иваси. Сейчас выбор рыбы, конечно, большой, но вид побелевшей от долгого хранения рыбы аппетит не возбуждает.

Мне стало интересно, а как же было у нас лет этак 400-500 назад с приоритетами в питании, когда россияне еще не знали вкуса риса, макарон, спагетти и картофеля и повсеместно соблюдали посты, а про мойву и минтай знали немногие.

Сигизмунд Герберштейн, представитель древнейшего рода немецкой Штирии, впервые прибыл в Россию послом в 1517 году. Он оставил после себя «Записки о московитских делах», впервые опубликованные в 1549 году.

В них он описывает Оку и Волгу как очень рыбные реки, кишевшие белугой, стерлядью, осетром и белорыбицей. Богатыми на рыбу он описывает и владения Великого Новгорода. Славились замечательными уловами сельги ( видимо, сельди) Соловецкие острова. В «Записках …» упоминаются наши северные реки, богатые семгой и другими рыбами. Есть в «Записках…» и описание родной Вятской области: «…Страна болотиста и бесплодна и служит как бы неким неприкосновенным убежищем для беглых рабов, изобилует медом, зверями, рыбами и белками.»

Француз Жак Маржарет завербовался в 1600 году на службу в Россию. Впоследствии капитан Маржарет командовал пехотной ротой при Лжедмитрии 1 и по возвращении в Европу написал книгу «Состояние Российской империи и великого княжества Московии». Маржарета поражали российские морозы и обилие в России хлеба, меда, скота и превосходной рыбы – стерляди, белуги, осетра и семги. Астрахань он описывает как город, который снабжает солью и соленой рыбой всю Россию. Маржарет довольно подробно описывает масленицу на Руси и Великий пост.

Однако наиболее интересную книгу о России, с точки зрения современников, оставил после себя Адам Олеарий. Этот немецкий ученый-энциклопедист трижды побывал в России. Дважды с посольствами: в Москве (1633-1635), а затем в Москве и Персии (1635-1639), и как частное лицо, третий раз, в 1643 году. Написанная им книга называлась «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно».

Зима 2010/11 выдалась суровой, с точки зрения большинства жителей России, в последние годы мы отвыкли от столь продолжительных холодов. Любопытно описание Адамом Олеарием зимы в Москве: «…В наше время, когда мы в 1634 году впервые были там, была столь холодная зима, что перед Кремлем почва из-за холода потрескалась на 30 сажень в длину и на четверть локтя в ширину. Никто из нас с открытым лицом не мог пройти даже 50 шагов по улицам, не получив впечатления, что у него отморожены нос и уши. Я нашел, что вполне правильны утверждения некоторых писателей, что там водные капли и слюна стынут раньше, чем доходят ото рта до земли.»

Олеарий пишет, что в России существует изобилие хлеба и пастбищ, яблок, груш, вишен. Спаржа растет в палец толщиною, дыни весом в 40 фунтов, а огурцы, лук и чеснок в громадном изобилии. Ежедневная пища русского человека состояла из крупы, репы, капусты, огурцов и рыбы свежей или соленой, но так как соль экономили, рыбный рынок своим запахом давал о себе знать издалека. Во время путешествия посольства на судах по Волге до Астрахани с ними произошло много интересного. Любопытно прочесть и про рыбу. Например, против Юнгского монастыря испугавшиеся большого каравана судов рыбаки все-таки продали им большого осетра. Запросив сначала за него 20 алтын, или 60 коп., они в конце концов после торга уступили осетра за 5 алтын.
Читаем далее: «...20 августа утром рано несколько рыбаков из Тетюш, ловивших рыбу в этих местах, пришли на судно и доставили 55 штук жирных лещей на продажу за 50 коп., или 1 рейхсталер.»

Интересен способ ловли рыбы: «…они отпускают в воду на дно длинную веревку с большим камнем и привязывают верхний конец ее к нескольким связанным вместе деревяшкам, лежащим на воде; к деревяшкам прикрепляют удочки, нацепив на них довольно большие рыбы. Так ловят большие белуги длиною в 4,5,6 локтей; мясо их белое, сладкое и вкусное. Подобного рода рыбу на обратном нашем пути, в другом месте, доставили на лодку посла Крузиуса на продажу за рубль, или 2 талера. Этой рыбою мы не только сразу накормили всех, кто был на корабле, но остатками ее еще засолили целую бочку…» ( Локоть – 1,2 м. Прим. А.Г.)

Около г. Царицына: «… Близ этой местности рыбак при помощи удочки рядом с нашим кораблем поймал белугу длиною почти в 4 локтя, а обхватом 1,5 локтя; фигурою она почти похожа на осетра, только белее его и с большим ртом. Ее били, точно быка, большим молотом по голове ( чтоб убить); она была продана за 1 талер...»

«…К вечеру рыбак принес на судно неизвестную нам рыбу, которую они называют чиберика. Она длиною более 2,5 локтя, имеет широкий длинный нос, вроде утиного клюва, на спине и на обоих боках у нее черные и белые пятна, вроде как у польской пестрой собаки, но только расположенные в большом порядке. Брюхо этой рыбы совершенно белое. Вкус сладок и приятен, как вкус лосося. Рыбаки доставили нам и род осетра, именуемый стерлядями; они длиною менее локтя, не бывают больше, и очень вкусны. Волга доставляет их повсюду в большом количестве, и они продаются за дешевую цену».

Любопытны следующие его сообщения: «…К вечеру несколько рыбаков доставили к нам на судно очень большого жирного карпа в 30 фунтов весом и 8 больших судаков, каких мы не видали еще за все время нашего путешествия. Они не хотели при этом брать денег, говоря, что известные торговцы в Москве, арендующие эту часть Волги, послали их сюда для рыболовства и что если узнают про продажу ими хотя бы малейшей рыбы, то им жестоко придется поплатиться за это. Он хлопотали ( по-видимому) о водке и, получив ее полкувшина, со многими благодарностями и с радостью уехали…».

«…На Волге от этого места до Каспийского моря, лежащего в 12 милях от Астрахани, совершается чрезвычайно богатая ловля рыбы всевозможных сортов; рыба эта весьма дешева – так, за 1 грош можно купить 12 больших карпов, а 200 стерлядей или малых осетров ( это очень вкусная рыба) – за 15 грошей. Здесь же имеется и очень много раков; так как ни татары, ни русские не едят их, то без всякого внимания выбрасывают…».

«… Есть у них весьма распространенное кушанье, которое называют «икрою»; она приготовляется из икры больших рыб, особенно из осетровой или белорыбицы. Они отбивают от прилегающей к ней кожицы, солят ее и после того, как она постояла в таком виде 6 или 8 дней, мешают ее с перцем и мелко нарезанными луковицами, затем некоторые добавляют еще сюда уксусу и деревянного масла и подают. Это неплохое кушанье; если вместо уксусу полить его лимонным соком, то оно дает – как говорят – хороший аппетит и имеет силу, возбуждающую естество. Этой икры солится больше всего на Волге у Астрахани; частью ее сушат на солнце. Ею наполняют до 100 бочек и рассылают ее затем в другие земли, преимущественно в Италию, где она считается деликатесом и называется Caviaro…».

Прошло время. На Волге выстроили гидроэлектростанции. Река сильно загрязнена. Энергетики постоянно меняют уровень воды в водохранилищах. Как следствие, от былого изобилия рыбы скоро не останется и следа, да и та будет вся заражена. Ко всему прочему, законодатели собираются с рыболовов деньги брать. Наверное, пора по примеру автомобилистов организовывать партию рыболовов и охотников, чтобы в Думе было кому отстаивать наши права.