Поздней осенью травы опадают, и вид реки делается неузнаваемо строг и холоден, до легкой тоски. При этом после нередких продолжительных дождей в верховьях вода поднимается и течение усиливается почти как весной. Полосы, островки и полустровки травы в летнее время гасят течение и создают вихревые потоки с обратным течением. Осенью струи реки движутся по своим более свободным законам. Искать бровки и перепады на яму становится труднее. Но чаще всего уловистые места распологаются рядом с границей стремительных струй, на переходе их, струй, в обратное движение. Нередко крупная рыба выходит на отмели, где еще сохраняется растительность. Это касается как рыб хищных, так и серебристых представителей карповых. Скупое осеннее солнце еще прогревает такие места и самая разнообразная мелочь резвится здесь, словно впрок перед зимними метелями и морозами. Мрачные хищники поднимаются с черных глубин и жадно кормятся некрупной «белью». Здесь же, в зарослях камыша и не опавшей еще травы, нередко можно увидеть и буруны-развороты довольно крупной золоточешуистой рыбины. Это осенний лещ, довольно вялый, но еще временами берущий насадку.
В проводку
Нередко самой результативной бывает ловля леща поплавочной удочкой в проводку. Если позволяет глубина, то ловить можно с берега, но более результативной будет рыбалка с лодки. Поскольку на глубинах травы уже почти нет, препятствий для движения насадки обычно не встречается, кроме отмелей и кос. Но это даже будет плюсом: двигающаяся свободно приманка вдруг останавливается и дальше уже двигается рывками, с замедлениями и ускорениями, если, конечно, позволяет дно. Идеально, если это песчаная коса с ямками-углублениями без лежащей на дне травы. На течении чаще всего эти отмели и бывают довольно чисты. Трудности случаются в определении поклевки. Здесь может помочь только опыт. Погружения поплавка при задевании дна крючком с приманкой более монотонное и однообразное. Поклевка же крупной рыбины на течении довольно энергична, и поплавок в большинстве случаев ложится набок, а затем быстро исчезает под водой. На русле с ровным дном насадка должна двигаться около дна, что определяется несколькими ее забросами-проходами.
Удилище для ловли в проводку должно быть легким и прикладистым к руке, поскольку держать его приходится постоянно на весу. Оно оснащается легкой безынерционной катушкой, которая позволяет маневрировать снастью и отпускать крючок с насадкой на довольно большое расстояние по течению. Естественно, что для лучшей видимости поплавок должен иметь высокую антенну.
На некоторых реках насадкой еще может служить обычный червяк подлистник или навозный, но настоящей осенней приманкой будет скорее мотыль. Если есть возможность нашелушить личинок репейника или набрать в крепких стеблях чернобыльника, то подсадка их, нежных и бело-желтоватых личинок, даст результат, несравнимый с насадкой мочек-пучков одного лишь мотыля. При кажущейся неотличимости личинок репейника и чернобыльника, последний почему-то более привлекателен для рыбы. По крайней мере, мне приходилось это замечать.
Для насадки мотыля и вышеуказанных личинок потребуется довольно тонкий и уже по-зимнему некрупный крючок. Также по-зимнему можно и вязать мочки мотыля, прихватывая их тонкой резинкой к жалу крючка. В этом случае мотыль не прокалывается и не вытекает, а долго еще живет и привлекает рыбу естественной алостью и движением. Есть еще одна особенность осенней ловли. Если весной и летом крупный лещ соблазится скорее аппетитным пучком червей, чем одним, даже и с длинным хвостом, то осенью, случается, матерая рыбина вдруг заинтересуется одним мотылем, насаженным полукольцом на едва видимый крючок-заглотыш легкой удочки, заброшенной для какой-нибудь сорожки. Тогда остается уповать лишь на вялость предзимней рыбы, крепость снасти и покладистость местного водяного... Этот закон подлости был знаком и знаменитому Сергею Тимофеевичу Аксакову.
Дальний заброс с берега
Есть любители классической аксаковской ловли леща, сидя на уютном бережку в окружении плакучих ив, осокорей и вязов. Но осенью, когда рыба нередко уходит от берегов, поплавочная уда иногда может принести лишь сопливых ершей и окунишек. Чтобы подбросить снасть к перепаду на яму, в саму яму или, напротив, к далекой отмели, еще зеленеющей травой, потребуется уже бегучая снасть. Все отличие ее от обычной поплавочной удочки в том, что она оснащается безынерционной катушкой и скользящим поплавком. Поплавок не крепится наглухо к леске, а свободно двигается на ней, упираясь лишь в резиновый узелок или другой ограничитель на уровне предполагаемой глубины. Дальность заброса достигается хорошей работой безынерционной катушки, относительно тонкой леской и некоторым утяжелением снасти, то есть более тяжелым грузилом или в некоторых случаях и подгрузкой самого поплавка.
На фидер
Фидер, леджеринг, квивертип — все это английская донка, где кормушка одновременно является и грузилом. Рядом с кормушкой крепится поводок с крючком. Используя специальные прочные удилища для фидера с безынерционной катушкой, рыболовы забрасывают снасть довольно далеко, причем кормушка-груз для течения может весить до 250 г, а поклевку определяют по гибкой вершинке. Кормушки же могут быть открытыми, полузакрытыми и закрытыми, а также — концевыми, на отводном поводке и скользящими, что определяет способ крепления поводка. Снасть, конечно, уловистая, но главное, наверное, в подготовке к ловле — правильно выбрать сочетание теста удилища и веса кормушки, иначе при забросе можно запросто сломать удилище.
Из фидерных кормушек я выбрал полузакрытую, удобную для не очень сильного течения и почти универсальную. За несколько секунд из полузакрытой кормушка может стать открытой, стоит лишь убрать пластиковую перегородку. И снасть уже пригодна для ловли в стоячих водоемах, если кормушка не слишком тяжела. Мне вполне хватает этой оснастки. Именно простота и универсальность очень для меня важны, так как рыбу ловлю в местах разных, а иногда неожиданных и совершенно незнакомых, различными снастями и совмещая их. И фидер претерпел изменения в процессе моего стремления ассимилировать снасти под свою простую рыбалку, может быть, дилетантскую, на глазок, с точки зрения практичности и уже упомянутой универсальности, но я со школы не люблю точные науки. Совмещать отдохновение души — рыбалку — с арифметикой и профессиональным спортом, на мой взгляд, скучно. Поэтому снасть упростил и видоизменил. Во первых... (Здесь узконаправленным профессионалам дальше можно не читать...) Итак, во первых: вполне обошелся одним крепким удилищем под кормушки разных весов, уже не рискуя сломать удилище. Во вторых: сигнализатором поклевки у меня служит не тонкая вершинка удилища, а чуть отогнутая вверх гибкая пружина, на конце которой алеет пластмассовый довольно крупный шарик с проволочной дужкой. После заброса леска вставляется в эту дужку-полукольцо. Проволоку дужки можно выгнуть так, чтобы при вываживании рыбы леска выскальзывала из дужки, а можно оставить в виде полукольца-полуовала и вываживать через сторожок. Он нисколько не мешает. Поклевка гораздо красивей, эффектней визуально и заметней с моим сторожком, особенно для людей со слабым зрением.
Если применять фидер на сильном течении, то здесь как раз тот случай, когда моя довольно грубая снасть будет гораздо надежней, поскольку под кормушку весом около 250 г потребуется довольно мощное удилище, но при этом вершинка которого могла бы «различать» поклевки. Здесь явно проглядывается некая дисгармония в сбалансированности снасти. По крайней мере, английский fisherman или его российский коллега должны иметь в своем арсенале несколько удилищ с различными тестами и под различные условия ловли, что для походной и мобильной разнообразной рыбалки совершенно неприемлемо. У меня же и спиннинг может стать фидером, если отстегнуть блесну и подвесить снасточку с кормушкой и поводком, пусть плюются мастера фидера и спиннинга... Российская действительность и консервативная bigfishing британцев всегда в конфликте. Разные менталитет и возможности...
Комментарии (0)