Лещ в ловушке

Изображение Лещ в ловушке
Изображение Лещ в ловушке

В водохранилищах, где регулируется уровень воды, весеннее половодье проходит незаметно.

Нерест рыбы бывает в одних и тех же заливах в устьях речек, впадающих в эти водохранилища.

Каждое лето вспоминаю один случай ловли леща. В Старооскольское водохранилище впадают три небольшие речки. В ту весну по высокой полой воде лещ из водохранилища поднялся в верховья одной речки, в водоем под плотиной пруда с глубинами до полутора метров. Водоем был похож на небольшой по площади карьер, образовавшийся при строительстве плотины. При резком сокращении сброса воды с пруда речка обмелела и превратилась в ручей, по которому лещ уже не смог обратно скатиться в водохранилище и в большом количестве остался в этом водоеме как в ловушке. В середине лета лещ интенсивно клевал здесь на растительные насадки. В один из выходных дней приехал порыбачить сюда поздно вечером, с ночевкой. Берег буквально был усеян рыболовами. Свободным оставался только небольшой мелководный заливчик, в котором и устроился.


Для ловли подлещика использовал обыкновенную поплавочную снасть: удилище 3,5 м, леска 0,15 мм, груз — маленькая дробинка, крючок десятого номера, поплавок из гусиного пера. В качестве насадки применял шарики из мякиша ржаного хлеба. Насадку опускал на дно. Ловил на одну удочку. До темноты поймал четырех 500 гр. подлещиков. Но особенно запомнилась одна поклевка. Поплавок не плавно лег на воду, а вылетел из воды вверх с такой скоростью, словно им выстрелили, и только затем упал на воду. После подсечки почувствовал солидную рыбу. Оторвать ее ото дна удалось совсем немного, она так упорно тянула обратно в глубину, что поднять ее к поверхности при такой деликатной снасти не было никакой возможности. Несколько мгновений держал рыбу на месте. Подсачека не было, один рыболов с противоположного берега решил помочь и побежал в мою сторону. Не успел он сделать и нескольких шагов, как произошел обрыв лески. Что за рыба клюнула, так и осталось загадкой.


К этому времени черная туча закрыла горизонт. Резко потемнело, загремело и засверкали молнии, поднялся сильный ветер, началась гроза с теплым проливным дождем. Перед грозой, уже в сумерках, когда клев прекратился, рыболовы, кроме двоих, покинули водоем. У них в руках оказались спиннинги, на леске были привязаны на разном расстоянии друг от друга тройники. Они быстро превратились в браконьеров. Делая забросы спиннингами, они багрили лещей за разные части тела, а сколько их еще осталось поврежденными — неизвестно. Почти все забросы были результативными, попадались рыбины до полутора килограммов. Только начавшийся проливной дождь положил конец этому варварству. Из этого можно сделать вывод о количестве рыбы в тот момент в водоеме.


На утренней зорьке было тихо и солнечно. Ловил на две удочки, заняв удобное место с илистым дном около камышей. При поклевке поплавок ложился на воду и начинал медленно двигаться в сторону, в этот момент и делал подсечку. После непродолжительного сопротивления поднимал подлещика на поверхность воды. Давал ему глотнуть воздуха и дальше плашмя заводил его в заранее подставленный подсачек. Сходов почти не было. Иногда со дня к поверхности воды поднимались цепочки пузырьков, напоминающие о присутствии рыбы в данном месте. Клев продолжался до одиннадцати часов дня, а потом внезапно прекратился и снова возобновился после четырех вечера. Поймал подлещиков от 500 до 800 гр., а лещей поймать не удалось.


Чтобы сохранить рыбу, пойманную на вечерней и утренней зорьке, всю ее выпотрошил, обернул крапивой и положил в тень под днище машины. Таким образом сохранил весь улов.


Перестал рыбачить в восемь часов вечера, хотя клев еще продолжался. Общий улов составил более 12 кг.


После той памятной рыбалки прошло много лет, а такой уникальный случай больше не повторился.