Ильдь и Сутка сливаются неподалеку от впадения в Рыбинское море. Обе речки популярны у москвичей и здесь немало интересных мест для рыбалки, особенно весной, когда начинается ход волжской рыбы из глубин водохранилища на нерест. И случается так, что ловлю со льда из-за его быстрого разрушения приходится прекращать и переключаться на летние снасти.
С поедкой на Рыбинское водохранилище в этот раз мы явно припозднились. Стояла середина апреля и вероятность того, что удастся порыбачить со льда, была почти равна нулю. Выруливая на Ярославское шоссе, наш водитель Виктор сказал:
– Надеюсь, летние удочки прихватили?
– Да, взяли, – за всех ответил Рашид.
К концу дня благополучно добрались до небольшой деревеньки на берегу водохранилища. Остановились на постой у хозяйки добротного дома – Тамары Александровны. В прошлом году Виктор уже останавливался у нее на ночлег.
На другой день, несмотря на то, что местные рыболовы нас отговаривали, отправились на лед. Но он оказался уже совсем слабым, передвигаться по нему было крайне рискованно. Так что к обеду жаркий апрельский день, больше похожий на июньский, не оставлял никаких шансов на продолжение рыбалки, тем более что один из моих компаньонов, самый молодой из нас, Андрей, умудрился провалиться пару раз под лед, неосторожно выйдя к руслу затопленного ручья, где местные рыболовы «запеленговали» хорошую плотву.
С трудом выбрались на берег. Глянув на часы, я отметил, что километровый путь в обход промоин занял у нас около получаса. Как бы там ни было, до заката солнца оставалось еще часа три и, посовещавшись, мы решили ехать на Ильдь, чтобы разведать места для завтрашней ловли в проводку, а возможно, и половить на вечерней зорьке. Андрея отправили разводить костер и просушивать одежду.
НА ВЫХОДЕ ЗАЛИВА
И вот мы на берегу речки. Оставляем машину у моста и идем на поиск рыбацкого эльдорадо. Кое-где еще держатся белесые, набухшие водой ледовые припои, но вода достаточно чистая. Устроившись на высоком прибрежном склоне среди сосен и березок, я решил понаблюдать за поверхностью реки.
Передо мной был небольшой залив, наполовину также покрытый льдом. Полный штиль, ни ветерка. Но вечерняя идиллия как-то не радовала: хоть бы один всплеск на речной глади! Такое ощущение, что здесь нет ни мирной, ни хищной рыбы. Правда, это впечатление обманчиво, ибо сразу после половодья обитатели малых рек внешне никак себя не проявляют. Да и насекомых пока нет. Значит, вся рыба держится в придонных слоях.
Вечерней рыбалки не получилось. Сгущались сумерки. Пора было отправляться на ночлег в деревню.
На следующее утро, едва рассвело, мы рассредоточились в устье приглянувшегося залива и, расчехлив летние удочки, приступили к ловле. Утро тихое, в прибрежном березняке звонко перекликаются синицы, с шумом оседают в воду глыбы рыхлого льда. Весна всегда несет очищение, светлее и радостнее становится на душе... Но пора и рыбу ловить. Делаю заброс за забросом – пусто. Еще раз промеряю глубину. На первоначальной отметке 1,5-2 м слишком сильное течение. Поэтому изменяю спуск, сделав его около метра. Теперь поплавок постепенно сносит почти к самому берегу, ниже по течению метров на десять. И тут первая поклевка. Легкий поплавочек типа Stick почти незаметно сдвинулся в сторону. Подсечка – и вот он, первый подъязок. Взял на мотыля с опарышем. А дальше все пошло по отработанной схеме.
До этого в разные годы мне приходилось ловить весеннего язя на Рене, Сити, Мологе и некоторых других речках, впадающих в Рыбинское водохранилище.
Во время преднерестового хода местные язи предпочитают делать короткие остановки, главным образом на тиховодных участках рек. Однако это не значит, что при ловле в проводку исключены поклевки на относительно быстром течении.
Словом, я хорошо знал, что сразу после ледохода язь охотно питается даже в мутноватой быстротекущей воде, и ловить эту рыбу – одно удовольствие. В водоемах средней полосы язь нерестится обычно в конце апреля-начале мая, когда вода прогреется до 13–15 градусов. А перед этим начинается нерестовый ход. И важно не пропустить эти несколько дней, когда рыба поднимается вверх по течению, покидая свои зимние пристанища. Во время хода язи интенсивно питаются. Клев заметно ослабевает с помутнением воды. Вероятно, это связано с тем, что муть забивает жабры и рыба теряет аппетит.
НЕКОТОРЫЕ НЮАНСЫ
Но вернемся на Ильдь. После нескольких неудачных подсечек я убедился, что рыба берет слишком аккуратно. Причины могли быть самые разные.
Требовалась предельно тонкая основная леска и самый тонкий поводок длиной около 15 см. Всякий раз в конце проплыва я осторожно притормаживал поплавок. В это время поводок с насадкой, видимо, покоился на дне, что и вызывало активность рыбы. Движущуюся насадку язи почему-то брали реже.
Этот своего рода феномен вполне можно было объяснить тем, что ловля велась в холодной весенней воде. Летом, с прогреванием воды, ситуация чаще всего противоположная – язь лучше реагирует на приманку в движении.
При ловле в проводку оснастка увлекается течением, при этом приманка всегда движется впереди грузил. Это не настораживает рыбу, не отвлекает ее внимания от приманки, которая в своем движении обгоняет грузило в силу их разницы относительно площади и веса. На приманку, имеющую меньший вес, чем грузило, течение действует сильнее, увлекая ее вперед и в конце проплыва приподнимая над дном.
Полтора часа почти беспрерывного клева закончились, как это бывает, весьма тривиально. Слева и справа меня «обложили» подошедшие приятели и местные рыболовы. Пришлось срочно ретироваться. Пройдя вверх по течению метров сто, я обнаружил уютную заводинку, где с полчаса неплохо брали некрупный подъязок и уклейка. И все-таки ощущение было такое, что ловил я в тот день главным образом местного, непроходного язя. Из насадок для весенней ловли в проводку я чаще всего применяю крупного мотыля, опарыша, мелкого навозного червя.
Практика показывает, что весной на малых реках удобнее ловить язя в проводку маховым удилищем длиной 4-6 м, с берега и взабродку на участках реки со слабым или умеренным течением. Передвигаясь по берегу вверх или вниз по течению (второй вариант предпочтительнее), нужно тщательно обследовать омутки, спокойные затишные места, пробовать ловить на границе быстрого и медленного течений. При глубине ловли до 1 м желательно, чтобы поплавок был малозаметным, а оснастка не настораживала рыбу.
Если сразу после ледохода на Ильди местные рыболовы прикармливают язя в приглянувшемся месте редко, то после паводка его ловят чаще всего с прикормкой. При ловле на течении увлажненный корм смешивают с глиной, закатывая в шары. Чем вязче глина, тем продолжительнее процесс размывания шаров. Некоторые рыболовы при ловле на слабом и умеренном течении время от времени дополнительно подбрасывают горсть-другую распаренного зерна (перловки, пшеницы) или гороха, добавляя в корм немного кормового мотыля и мелкого опарыша. Лучшее время ловли – с рассвета до 9–10 часов и за два-три часа до захода солнца. Но, конечно, самое главное – не пропустить клев язя, поднимающегося на нерест в притоки.
Комментарии (0)