Мастерство ловли в глухозимье

Изображение Мастерство ловли  в глухозимье
Изображение Мастерство ловли  в глухозимье

Искать рыбу или ждать ее прихода к прикормке – два принципиально разных подхода, отличных между собой не только действиями рыболова или конечными результатами, но и самим пониманием рыбной ловли. Более или менее явно, но в среде рыболовов есть те, для кого смысл рыбалки в постоянном поиске новых мест, новых приемов и способов ловли, поиске новых для себя снастей, новых друзей, впечатлений, то есть в превращении рыбалки в постоянное общение и эксперименты. Таких рыболовов немного.

Намного чаще встречаются любители активной ловли конкретно с блесной или мормышкой. Очень многие из них отказываются полностью или частично от ловли с естественной приманкой на крючке, переходя на безнасадочную ловлю. Причем делают это не ради уловов или крупной рыбы, а потому что им так нравится. Нравится не связывать себя дополнительными заботами о насадках и наживках, нравится подбирать снасть, игру, искать рыбу. Каждая такая рыбалка становится небольшим экспериментом и самоутверждением. Конечной целью таких рыболовов редко является сам улов, им важнее сам процесс, в котором они находят лучший для себя отдых. Отдельно от всех стоят профессиональные «блеснильщики», которые только с помощью блесен, знания мест и повадок рыбы в «своем» водоеме, затрачивая огромные усилия по поиску на больших пространствах, добывают достойную рыбу.

На другом полюсе находятся приверженцы обстоятельной ловли на хорошо подготовленном месте. Многие из них искренне считают, что только ловля на прикормленном, а еще лучше на приваженном месте может дать надежный и хороший результат.

И тем и другим больше всего на рыбалке не хватает времени. Первым для того, чтобы найти активную в данный момент рыбу, а вторым – чтобы дождаться, когда «голодная» рыба найдет их вкусную прикормку.

Сравнивать, а тем более противопоставлять эти два разных подхода нет никакого смысла, поскольку единственным критерием в рыбалке является удовольствие, которое получает рыболов.

Между этими двумя «крайностями» «мечется» основная масса любителей ловли. Мечется – это несколько утрированно сказано. Большинство рыболовов стремятся подстроиться к ситуации. Например, подошло потепление со снегопадами, с падением атмосферного давления, и рыболов смекает, что стоит попробовать половить плотву с прикормкой или щуку на жерлицы. Давление поднялось – надо поискать окуня. Таких примеров множество, и объединяет их то, что в зависимости от возможностей хочется ловить каждый раз по-другому и другую рыбу.

В глухозимье, когда и световой день еще весьма короткий, приходится заранее избирать какую-то определенную тактику на предстоящую рыбалку. Соответствующим образом к ней готовиться. Какую избрать тактику, во многом определяется как объектом ловли, так и физической подготовкой рыболова.

В водоемах без течения, если уровень воды неизменен, вся рыба сейчас стоит. То есть не совершает миграций, курсируя в течение суток по разным глубинам в одном районе. В реках к миграции рыбу понуждает изменение уровня воды и миграция корма, что случается сейчас редко. Хотя есть реки, в которых стаи крупной рыбы мигрируют постоянно. Поэтому для того, чтобы прикормка подействовала, нужно, чтобы она оказалась в нужный момент на пути следования рыбы. Чаще всего действие прикормки распространяется только на ту рыбу, которая перемещается в пределах выбранного для ловли района, причем очень небольшого. Но даже если подлещик или плотва нашли прикормку, то еще не факт, что они будут клевать. Нередко рыба просто не обращает на прикормку внимания. То же самое можно сказать и о любой приманке, которая попала рыбе под нос, будь то мормышка с мотылем или «чертик». В любом случае, есть ли прикормка или ее нет, сама рыба должна быть активной.

У прикормки есть одно качество, которое путают с совсем другим. Прикормка привлекает внимание рыбы с очень небольшого расстояния, даже на сильном течении. Самое распространенное заблуждение заключается в том, что, по мнению рыболова, рыба так или иначе найдет его прикормку. Если прикормка лежит в месте, где рыбы нет и не будет еще несколько дней, то она так и будет лежать. Прежде чем прикармливать, нужно рыбу обнаружить. Прикормка не приманивает рыбу, а только активизирует ее. То есть главное предназначение прикормки – вызвать у рыбы интерес к кормлению и к приманке, а также на какое-то время удержать в месте ловли стаю активной рыбы. При ловле на течении несколько проще, если знать приблизительные пути перемещения рыбы. Можно заранее прикормить перспективное место и ждать подхода стаи. Поступать таким же образом можно и при ловле в стоячей воде, но вероятность успеха будет существенно ниже. Так или иначе, но и при ловле с прикормкой не избежать этапа первичного поиска.
Есть другой, альтернативный подход. Не пользуясь прикормкой, искать только активную рыбу. После поклевки и возможной поимки на мормышку с мотылем, на чертика или другую приманку, активно обследовать район поклевок. После того как поклевки прекратились, искать активную рыбу в другом месте. И так до тех пор, пока не закончится день или силы.

Но можно пойти «универсальным» путем. То есть, найдя активную рыбу, исследовать район, отметить наиболее перспективные лунки и воспользоваться прикормкой.
Прикормки в этом случае понадобится немного, но хорошего качества. Чаще всего это будет мотыль или мотыль, «связанный» небольшим количеством прикормки для холодной воды. Мне знакомые нередко говорят о том, что я, советуя мотыля в качестве прикормки, забываю о его цене. Так вот, мне лично на день активной ловли плотвы или окуня хватает ста граммов мотыля, а если ловить подлещика, то двухсот. И почти всегда еще что-то остается на следующую рыбалку. Хочу еще раз подчеркнуть, что мотыль нужен для активизации клева уже найденной рыбы.

Хватает такого количества прикормки приблизительно для «обработки» трех десятков лунок. Здесь же нужно подчеркнуть, что при таком подходе, когда идет поиск именно активной рыбы, вторичное докармливание лунок не имеет смысла. Докармливание может привести к тому, что рыба насторожится и тогда придется ее «выцеживать». Намного быстрее проверить еще пяток свежих лунок и найти другую активную стайку. Такой подход очень хорош при ловле окуня и плотвы.
В случае с подлещиком приходится тратить больше прикормки, но распределять ее на меньшее количество лунок. Если прикармливать «чистым» мотылем, то стоит помнить, что мелкий подлещик очень быстро его поглощает и перестает клевать. Именно поэтому используется смесь мотыля со стандартной покупной прикормкой.
Очень распространенной ошибкой при ловле подлещика, основанной на предположении о том, что эта рыба не перемещается, является «высиживание» в ожидании возобновления прерванного клева. Клев может возобновиться после докармливания, но через длительное время. Часто клев не возобновляется. Чтобы не сидеть зря, нужно возобновить поиск.

При поиске сейчас самое сложное не трудности передвижения по занесенному снегом льду и сверление десятков лунок, а вера в свои силы и настройка снасти. Каждый раз я наблюдаю, как рыболовы сидят «на рыбе», то есть она под ними есть, но не видят и поклевки. Сейчас такое происходит особенно часто. Даже активная рыба в глухозимье клюет осторожно. Чувствуешь или точно знаешь, что рыба здесь есть, а не клюет. Меняешь леску на более тонкую, и рыба «неожиданно» начинает клевать. Или вместо пучка личинок крупного мотыля насаживаешь одну, а то и мотыля из прикормки, и «подергунчики» подлещика «превращаются» в полноценные, четкие, результативные поклевки.
Есть только один случай, когда высиживание над одной лункой имеет смысл. Если вам удалось привадить леща. Но это уже не рыбалка, а ловля рыбы, и разговор об этом особый и не в нашей рубрике. Достаточно сказать лишь, что приваживать имеют возможность те, кто «живет» на воде и ловит практически каждый день.

Для тех, кто ловит раз в неделю, часто имеет смысл переключиться на другую рыбу, соответственно, на другую тактику ловли и даже на другую снасть, но об этом подробнее мы поговорим позднее.