Клев окуня, как и любой другой рыбы, меняется в течение дня в зависимости от множества факторов. Не секрет, что утром и вечером повышается вероятность поимки на блесну, а в середине дня клева нет совсем.
Наиболее искушенные рыболовы идут за окунем, имея в своем арсенале как мормышки, так и блесны. Нередко только одна из этих снастей приносит успех в тот или иной день. Но можно пойти дальше и совместить эти две снасти.
Строго говоря, такое совмещение достаточно формальное, поскольку в результате большая часть поклевок приходится именно на мормышку. Роль блесны в такой снасти двоякая, поэтому стоит различать две совершенно разные по смыслу конструкции.
Наибольшую известность получила конструкция, в которой выше блесны на коротком поводке привязана обычная мормышка. Смысл в том, что окунь реагирует на мощные колебания блесны, подходит, брать блесну не желает, но соблазняется более мелкой приманкой. В такой конструкции много недостатков. Во-первых, игра. Если использовать классическую технику игры блесной, то поклевок на мормышку может не быть. Причина в том, что игра мормышки никакая, она скачет в толще воды совершенно неестественным образом. При этом мормышка может изменить игру блесны, и в результате будет только хуже. Имеет смысл поступить иначе. Делать несколько взмахов блесной, затем класть ее на дно и играть мормышкой в привычном ритме. Такой прием дает неплохие результаты во время ловли на больших водоемах, где стаи окуней контролируют обширные территории подводных поливов.
Кроме привлечения рыбы колебаниями, блесну эффективно использовать для того, чтобы расширить зону облова мормышкой под лункой. Выбирается хорошо планирующая блесна, которая после широкого взмаха уходит максимально далеко в сторону. Делаем длинный и плавный взмах, блесна ложится на дно, а мы ждем поклевку на мормышку. В этом случае имеет смысл заменить мормышку на одинарный крючок. И в том, и в другом случае на крючке находится наживка в виде мотыля. Очень хороша такая конструкция, когда нужно доставить мормышку с мотылем не только подальше от лунки, но и на большую глубину.
Во всех подобных вариантах блесна выполняет роль грузила, которое своими мощными колебаниями привлекает окуня с большой площади. Рабочая игра мормышки при этом не связана с игрой блесны. Ситуацию можно поменять, если вместо мормышки привязать на поводке крючок с маленьким виброхвостом, который будет играть во время планирования блесны. Неплохой вариант, особенно если ловить на небольшом течении. В любом случае паузу между взмахами блесной приходится увеличивать, причем намного. Какой именно должна быть пауза, подбирается на каждой рыбалке.
На мой взгляд, более интересен другой вариант совмещения блесны с мормышкой. Если взять плоскую и легкую мормышку из латуни или пластмассы, пропустить сквозь нее основную леску и ограничить перемещение мормышки по леске выше блесны с помощью двух стопорных узлов, то получится совсем другая смысловая конструкция. После взмаха во время падения мормышка отстает от блесны и доходит до верхнего стопора. Блесна колеблется и постепенно повисает вертикально, а мормышка в это время медленно сползает по леске до нижнего стопора. Чем больше сопротивление мормышки в воде, для чего и выбираются плоские модели, тем медленнее происходит падение. К этому добавляется еще и вращение мормышки на леске, что дополнительно разнообразит игру.
Имеет смысл брать мормышки с длинным цевьем и не использовать объемные приманки. Например, насаживать на крючок одного мотыля или одну личинку мухи.
В такой конструкции оснастки имеет смысл использовать не планирующую блесну, а, например, «гвоздик».
Данная конструкция бывает весьма эффективной, особенно при ловле на несильном течении. Во время очень слабого клева можно заменить мормышку на крючок с хорошо пропаянным ушком. Для активизации игры в стоячей воде можно крючок разместить на поводке (3-5 см). Поводок привязать к короткому отрезку кембрика. Кембрик должен свободно перемещаться между верхним и нижним стопорами на леске.
При конструировании той или иной сложной оснастки приходится экспериментальным путем подбирать и тип блесны, и расстояния между элементами, но самое главное – подбирать игру.
Стоит обратить внимание на еще одну особенность. Обсуждаемые конструкции наиболее эффективны, когда рыба уже найдена и нужно добиться устойчивого клева. Поскольку приходится все время подбирать, менять игру, которая и без того ведется в замедленном темпе, то затраты времени на одном месте многократно возрастают. Это к тому, что такая оснастка не очень пригодна для быстрого, темпового поиска стоянок окуня. Скажу больше. Практически для каждого водоема существует более или менее рабочая конструкция, которая может совсем не работать на другом водоеме. Поэтому комбинированные конструкции хороши для тех рыболовов, которые ловят на одних и тех же местах, из года в год. Те же, кто постоянно меняет водоемы, имеют в своем арсенале отдельно удочки с блеснами и с мормышками. Должен попутно заметить, что широко пропагандируемый в литературе совет, что если поиграть блесной и привлечь окуня, а затем ловить его на мормышку, работает не всегда. Я вижу причину в том, что резкая игра блесны может не привлечь, а наоборот, насторожить или даже отпугнуть рыбу. То есть все нужно делать обдуманно и не по шаблону.
Не менее интересны случаи, когда окунь перестает брать мормышку, а начинает активно реагировать на блесну. Такое случается часто, особенно если используется прикормка в виде мотыля. Я на протяжении двух десятков лет в конце рыбалки обхожу с легкой планирующей блесной лунки, на которых до этого ловил с прикормкой на мормышку. Результат почти всегда один и тот же. После того как окунь практически перестал реагировать на мормышку, он почти сразу соблазняется блесной. Не в каждой лунке, но зато иногда попадаются приличные трофеи. Может быть, это связано с раздражающими более мощными колебаниями блесны, может быть, со снижением освещенности под водой, не знаю, но факт остается фактом.
Не стоит забывать и о совсем неординарном явлении, которое происходит довольно часто, просто многие о нем не подозревают. Окунь в прикормленной мотылем лунке изначально не реагирует на игру мормышки, или хватает только безнасадочную приманку с активной игрой. Очень часто в такой ситуации окунь начинает брать блесну. В этом нет ничего сверхестественного. Падающий сверху мотыль привлекает рыбу, концентрирует ее под лункой, окунь пробует мотыля, но он ему почему-то не нравится. Может быть, запах мотыля не естественный для данного водоема, а скорее окунь просто к мотылю здесь не привык. Такое отношение окуня к мотылю характерно на больших реках и озерах с ключевой водой. Здесь окунь привык к мальку или крупному ручейнику. И блесна становится максимально эффективной.
Комбинирование мормышки с блесной, неважно в каком виде – в виде совмещенной оснастки, или в виде отдельных снастей – в целом может дать существенное улучшение конечных результатов, но нужно работать. Нужно подбирать сочетание, игру, тактику. Самое трудное – это настроиться на экспериментальную работу, при этом нужно забыть о конечном результате. Сейчас окунь активен, лед не толстый, искать рыбу легко. Найдя рыбу, именно сейчас и стоит заняться снастями, чтобы использовать их, когда поиски окуня станут трудовыми. Конечно, нет никакой уверенности в том, что подобранный сейчас вариант окажется хорошим в январе или феврале, но его точно стоит сохранить как базовый. Со снижением активности окуня конструкция будет становиться все более аккуратной, легкой и сбалансированной, к тому же еще и игру нужно довести до автоматизма.
Советую довести «до ума» две, максимум три конструкции. Даже если удалось создать очень хороший вариант, не стоит отказываться от классических снастей с блеснами и мормышками. Поведение рыбы плохо предсказуемо, и хотя сейчас самое время для экспериментов, вот только день очень короткий.
Комментарии (0)