Сколько надо лунок? 24

Изображение Сколько  надо лунок? 24
Изображение Сколько  надо лунок? 24

В рыболовной периодике «промелькнул» никчемный, на первый взгляд, вопрос: «Сколько бурить лунок?» Динамика текущих рыбалок показала, что лунки всегда делались в соответствии со здоровьем и необходимостью, и, конечно, не приходилось видеть сотню лунок, пробуренных одним рыболовом.

Минимизация количества лунок, в моем представлении, это отсутствие лунок, пробуренных лично. Такие рыбалки возможны в любой зимний день, если вы живете вблизи водоема и хорошо изучили рыбьи «тропы», а интересующая вас рыба – это карась. Так, в г. Кропоткин (Кубань) я сходил на лед проточного пруда не ранее 15 часов, когда многие рыболовы покидали насиженные места. Число свободных лунок счету не поддавалось. Каблуком сапога продавливал тонкий лед в лунке, из-за голенища доставал маленький черпак – и через несколько секунд в лунку опускалась мормышка… Каждой лунке уделялось не более двух-трех минут драгоценного сумеречного времени. Как правило, крупный карась клевал с 16 до 18 часов – практически в сумерках и темноте, подсвеченной огнями фонарей на высоком берегу. Поклевки обозначались хорошо и бывали внезапными и уверенными. В разные дни вес улова колебался от 5 до 18 кг. «Дневные» рыболовы всегда ловили хуже.

Минимизация в группе рыболовов – в идеале, это одна пробуренная лунка. К примеру, рыболовы г. Старый Оскол (Черноземье) именно из одной лунки весь день таскают уклейку, рыбача в черте города в р. Осколец. Издалека место ловли можно шутливо назвать стаей грачей, сидящих на льду. Даже толстое ледяное «решето» изрядно проседает под давлением толпы. Участвовать в коллективном «купании» мне никогда не хотелось – свою лунку всегда бурю подальше от толпы. Иногда, бывает, в ней кое-что ловится, даже вызывает бурные эмоции уклеечников. Но настоящая минимизация – это все же осмысленный выбор рыболова, где одной лункой удачу не добудешь.

Южные рыболовы давно выработали свои неписаные правила минимизации, применяя на льду одновременно до 7-10 удилищ длиной около четырех метров. Удилища укладываются на подставки и охватывают сектор на льду до 180 градусов. Считается, что рыбья «тропа» перекрывается полностью или почти полностью. Но рыболовы справа и слева тоже ловят карасей, что подтверждает несостоятельность этой теории. Да и знают рыбьи «тропы» только опытные рыболовы, ловящие рыбу в данном водоеме постоянно. По моим наблюдениям, удача и мастеров периодически обходит стороной, поскольку знание водоема не является гарантией стабильных уловов.

Одним из прочих ухищрений южных рыболовов является применение удилищ разной длины, что позволяет рыболову бурить лунки не по дуге полукруга, а в шахматном порядке. Но все лунки начинают «работать» только в периоды редкого зимнего жора рыбы, когда хороша любая методика. И все же ни один южный рыболов от подобных затратных по силам ухищрений никогда не откажется, потому что число пустых рыбалок с лихвой окупается количеством успешных.

В Черноземье широко распространена практика бурения пробных лунок в разных частях водоема. Как правило, толщина льда не превышает 0,5 метра, что позволяет рыболову делать сравнительно много лунок. Но пользы от такой тактики чаще бывает мало – рыба зимой концентрируется в определенных местах водоема, а места эти бывают разными в разные периоды зимнего сезона. Бесспорно, ярким примером можно считать перемещение рыбьих стай на прибрежные мелководья на переломе зимы, где глубина часто не превышает 0,5-0,7 метра. Так, в прудах юга России это явление наблюдается уже в февральские теплые «окна», а в марте оно повсеместно. Но даже в такие периоды зимнего сезона пробное и бессистемное бурение лунок успеха не гарантирует – многие прибрежные мелководья совершенно безжизненны…

Поставленный вопрос сильно усложнится, если все время стремиться к дальним акваториям, где, по мнению всех рыболовов, рыбы всегда больше и она обычно крупнее. Наша страсть к путешествиям и восторгам «первооткрывателей» гарантирует нам, рыболовам, конечно, не удачу, а только ветер странствий. Опытным рыболовам давно не надо объяснять, что по ряду причин рыба мельчает во всех водоемах. Повсеместно снижается ее численность. Меняется даже видовой состав. Так, в водоемах юга России зимний карась с темным бронзовым отливом повсеместно вытесняется более мелкими собратьями со светлой серебристой окраской. Наверное, тяжелые караси-увальни весом до трех и более килограммов вскоре исчезнут независимо от числа пробуренных лунок…

Изначально ценны и приводят опытного рыболова к почти гарантированному успеху лишь многолетние наблюдения за конкретным водоемом. Только эта методика позволяет рыболову резко сократить число необходимых лунок. Но и в данном случае существуют нюансы, которые следует учитывать. Одним водоемом, наверное, можно считать и группу прудов, соединенных каналами или шлюзовыми устройствами, вмонтированными в дамбы. Как правило, почему-то клев в различных прудах всегда разный, даже в один день, когда удача на одном водоеме сегодня же компенсировалась бесклевьем на соседнем.

Любые новые водоемы, даже рыбные, изначально трудны для рыболова даже высокой квалификации. Здесь, бывает, от числа пробуренных лунок ничего не зависит, а любые рекомендации опытных чаще бесполезны. Этот факт подтверждает эхолот – в данное время в данном месте рыбы практически нет. Такая ситуация характерна для больших рек, водохранилищ, лиманов… К примеру, в начале января в одном из лиманов Кубани можно было наловить до 30-40 кг тарани, а в ближайшем к нему лимане не поймать ничего. Автору этих строк для очень большого улова хватило двух лунок. К сожалению, сойти повторно на вчерашний крепкий лед не удалось – он разрушался под ногами, поскольку температурный скачок за сутки превысил 23 градуса. Но это другая тема...