Решили искать удачу в плавнях. Летом их островки будто плавают в воде – от этого и название. После строительства Днепрогэса и образования Каховского водохранилища большая часть плавней была затоплена. Однако по левому берегу еще остался довольно обширный плавневый массив.
Ловят тут в основном окуня. Витя Мозолевский – рыбак с полувековым стажем. Свою первую рыбу (а это был окунь!) пятилетним пацаном он поймал в здешних плавнях. С тех пор регулярно выбирается сюда по воде и по льду. В поиске и добыче окуня на плавневых озерах ему нет равных. Обычно Виктор рыбачит один, редко кому удается напроситься к нему в напарники. Мне повезло, думаю, здесь сыграло роль мое рыбацкое дилетантство.
Плавни встретили нас морозной тишиной, удивительным покоем и красотой. Белым-бело вокруг. По пути нам то и дело попадались сухие, покореженные старостью деревья, одинокие пни, коряги. Вода тут перед ледоставом приходила, уходила, течение все время менялось. Стволы внизу были облеплены ледяными дисками, карнизами, столбиками. Изредка мы останавливаемся и «облавливаем» вмерзшие в лед коряги.
– Это самые окуневые места, – говорит Виктор. – Мне дед рассказывал, что здесь еще запорожские казаки рыбачили. Зимой специально затапливали карчи, так называемые «холуи», возле которых и добывали рыбку. Может, какие колоды с тех времен еще остались. Давай, проверим вон тот пень…
Я, конечно, тоже охвачен азартом добычи окуней, но в тоже время получаю огромное удовольствие, наблюдая за тем, как это делает Виктор. Перед тем как выдолбить лунку, он отмеряет ее место шагами от берега (при зимней добыче окуней, как правило, эффективнее всего «работают» первая и вторая береговые бровки). Сразу не разматывает снасть, а расстелив возле лунки коврик, ложится на лед и некоторое время всматривается в глубину. Случается, что после этого отходит и долбит рядом другую лунку. Через полчаса рядом с ней вырастает горка окуней.
По дороге к месту очередного лова Виктор охотно делится секретами своего успеха. Вот лишь некоторые детали, которые я запомнил во время нашего похода в плавни.
При низком давлении воздуха окунь поднимается в верхние слои воды, а при высоком – больше берет со дна. Поклевки, особенно в перволедок, довольно решительные, поэтому желательно, чтобы кивок был чувствительным, не менее семи сантиметров. Лучше всего окунь берет в солнечную погоду с небольшим (до пяти градусов) морозцем, при слабом южном ветре. Ближе к вечеру поклевки могут участиться, хотя обычно такой вечерний «выход» рыбы не бывает продолжительным.
Никто не станет отрицать, что даже рыбья мелюзга, шныряющая по мелководью, не хватает все без разбору. «На голый крючок не пойдет щупачок», – говорят по этому поводу удильщики. Рыбье меню чрезвычайно разнообразно, а капризы некоторых подводных гурманов не уступают привередливости иных едоков, орудующих ложками над котелком с ухой. Самая, пожалуй, распространенная зимняя наживка – ярко-красная личинка комара-дергунца, повсеместно известная как мотыль. В плавнях много мест, где его можно намыть. Зимой для добычи окуня используют кусочки свежепойманной рыбы, причем полосатые разбойники плавневых глубин заметное предпочтение отдают мясу своих сородичей. Классическая «каннибальская» наживка – глаз окуня с целой радужной оболочкой. Не всякий рыбак станет выдирать этот самый глаз у живой рыбы, потому немногие пользуются подобной наживкой. Кстати, некоторые этимологи выводят название рыбы от слова «око». Проще, уверял Виктор, отрезать брюшной плавник у мелкого окуня – такая насадка, размещенная на блесне, не менее эффективна.
Целый день мы бродили по плавням в поисках окуневых мест. Окунь попадался разный – от чуть ли не мизинца до трофейных горбачей. Если клевал мелкий, мы быстро меняли место. Зимний день короток. Виктор торопливо, но уверенно шагал впереди, изредка проверяя пешней крепость льда. Дело в том, что в плавневых дебрях возможны всякие сюрпризы даже посреди зимы, не говоря уже о ее начале или конце. Особенно ненадежный, «дохлый», как говорят рыбаки, лед в тростниковых зарослях. Здесь, а также возле коряг, кустов (именно там, где «сидят» на дне окуневые стаи) лед проваливается внезапно, ломаясь без предварительного потрескивания. Часто встречается «пустолед» – так местные жители называют тонкий лед, расположенный этажами, между которыми находится воздушное пространство. Это явление наблюдается в местах с частым колебанием уровня воды. Встречаются и болотистые места. Гнилая, Гнилуша, Гниляк, Прогной, Квашня – все это названия плавневых водоемов, в которых вода застаивалась и загнивала, превращая плесы и ерики в труднопроходимые болота. Поверх хрупкой ледяной покрышки на них часто выступает вода. Пробираясь к дальним озерам, мы с Виктором обходим эти болота по гривкам, заросшим густым кустарником. Не мед, конечно, ломиться через эти заросли, но зато безопасно.
Комментарии (0)