Рыбалка в жару

Изображение Рыбалка в жару
Изображение Рыбалка в жару

В жаркие летние месяцы результаты наших рыбалок часто бывают скромными, даже нулевыми. Мы, рыболовы, от мала до велика, знаем объяснение этому явлению.

Во-первых, посадить бы вас в кастрюлю с кипящим супом и спросить: «Сто грамм налить?..» То-то же! Во-вторых, местная рыба обостренно воспринимает в «кипящем супе» грядущий живительный дождь – не клюет за две недели до дождя, который изливается на водоемы точнехонько дважды в месяц.


Автор изначально тоже хаживал по проторенной предшественниками тропе домыслов и самооправданий. Но хаотически нагроможденные наблюдения сами слепились в критическую массу и однажды позволили закричать «Эврика!» Вы, уважаемые читатели, всё поймете, проанализировав приводимые примеры.
Пример первый. Любой канал рисовой системы Кубани летом набит карасями до… ночного тумана, парящего над водой на утренних зорьках и раздражающего рыболовов.
– Делают, что хотят! – брюзжат они на природу и не желающих клевать карасей.


А этот канал, кстати, уже третий, где мы «пролетели» сегодня… Из бетонной трубы, вмонтированной в дамбу, в канал врывается мощнейший поток бурлящей воды. Слегка успокаивается поток где-то на середине канала, метрах в сорока от дамбы. Сюда мой взгляд почему-то давно «приклеен», а руки сами уже творят примитивную закидушку… О, чудо! «Лапти» клюют бешено и беспрерывно.


Наблюдение второе. Два проточных пруда разделены дамбой. В малый пруд стремительно втекает высокая мутная вода реки Кубань. Пруд переполнен водой. В дамбу вмонтирована бетонная труба, изрыгивающая мутную воду, водоросли, плавающий мусор, сухие обломки стеблей тростника… Большой пруд тоже переполнен водой. Разливы воды подтопили лесные низины, береговые тростники, траву и кустарник. Всплески крупных рыбин наблюдаются повсеместно, а клева нигде нет. Решаю обедать, на всякий случае поплавок ставлю на границу струи и тиховодья, вблизи бетонной трубы. Однако одиннадцать килограммовых голавлей сделали так, что пришлось перенести обед на ужин…


Пример третий. Малая река Оскол, каких много в Черноземье. Передвигаюсь по берегу. На повороте русла приглянулся длинный мостик. Вальяжно обустроился, забросил прикормку, помогаю поплавку удилищем длиной 6 метров совершать проводку. И так происходит 12 сезонов. И хотя затем мостик сломали купальщики, маховое удилище заменено снастью для дальнего заброса, а результат всё тот же, в любой день любого сезона. В уловах всегда присутствуют плотва, окуни, густера, подлещики и лещи. Жара и купальщики на клев не влияют, даже на клев осторожных лещей.


Клев сводят на нет только резкие погодные изменения. Существует и местная особенность: ежедневно наблюдается затухание клева с 15 часов, а с 16 часов клев отсутствует. Исключений из этого правила не бывает в течение летнего сезона. На повороте русла и местные лещи никогда не ловятся в проводку, а только со дна, если «угощение» неподвижно.


Пример четвертый. Переливная плотина на реке Оскол. Сравнительное мелководье с быстрой водой. На первый взгляд, любой рыбе здесь не комфортно обитать, даже кормиться. Но именно здесь в жару клюют окуни весом от 300 г, голавли, крупная плотва, щуки.


Чуть ниже, где течение немного успокаивается, в жару клюют и лещи: как правило, на границе воды и тростника, где глубина не превышает 1,2-1,4 м. Здесь же поверху и в полводы хорошо клюет красноперка. Еще чуть ниже по течению, на свале с глубиной около 4 м даже днем клюет судак. Такое рыболовное разнообразие сосредоточено на участке реки длиной около 500 м. Здесь в жару уловы всегда бывают весомые и разнообразные.


Наблюдение пятое. Перекаты рек, даже малых, в любую жару привлекательны для рыболовов. Большой глубины на перекатах ожидать не приходится, но для успешной рыбалки глубины по пояс уже достаточно, по грудь – превосходно, более 2 м – шикарно. Плотва здесь в любую жару обследует перекат с утренней зорьки до вечерней. Голавли круглосуточно «приписаны» к перекату. Выходами «атакуют» перекат жерехи, щуки, окуни, судаки, густера и подлещики, лещи. В конце перекатов бывают поимки язей. Спиннинговая охота успешна на зорях, а маховое удилище желательно применять длиной 7-8 м, предельно легкое, поскольку нужна в основном проводка и волочение по дну наживки или насадки. Только для густеры применяется другая снасть, другая техника ловли.


Пример шестой. На свалах в глубину ниже перекатов клев по характеру не стабильный, но именно здесь можно ожидать поклевку действительно крупной рыбы. Часто поклевки бывают на дистанции 1,5-2,0 м от берега, если глубина превышает 2,5-3,0 м. Плотву здесь можно ловить десятками, если периодически подбрасывать прикормку в место ловли. Но густера и подлещик многочисленными в уловах не бывают, их проще ловить в конце перекатов.


Глубины выше перекатов почти аналогичны условиям на свалах. Разница только в главенстве проводки и волочения наживки или насадки по дну.
Наблюдение седьмое. Закоряженные места вблизи берегов рек, как правило, трудны для облова, но именно их выбирает для обитания крупная красноперка. На границе чистой воды и коряжника периодически ловятся стайная густера и подлещик, сазан и карп, голавль, щука, судак, окунь. Дно в таких местах подлежит предварительному обследованию… Полезно обследовать и перспективные прогалы в коряжнике. Крючки для обследования изготовляются мною из медной проволоки. Оптимальная длина удилища 3,6-4,2 м.


Наблюдений, конечно, значительно больше. К примеру, карася поймать в реке Оскол можно только на зорях с удилищем длиной 7-8 м, на прикормке и в основном на навозного червя, в тиховодном глубоководье ниже поворота русла реки. В протоках вокруг островов есть линь, много красноперки. На глубоководье ниже широких перекатов водятся сазан и карп, вблизи берегов – густера, подлещик, щука, окунь, голавль и язь, плотва. На зорях ловится судак на мелководье с песчаным дном…


На мой взгляд, жара, даже пекло, значительные участки водоемов лишает признаков клева, но в нужное время и в определенных местах клев бывает стабильным, а рыбалка – добычливой. Возникающие трудности – это трудности изучения водоема, не более.