Подковы

Изображение Подковы
Изображение Подковы

Подковы, старицы, старые русла, промоины – кто как их называет, а по сути это одни и те же места на нашей Клязьме, и места очень интересные. Река Клязьма во Владимирской области течет в основном по полям, иногда затекая в густые мещерские леса. Грунт по ее берегам – песок, иногда песок с глиной. Много на Клязьме песчаных кос и обрывистых крутояров, уж очень она любит попетлять и намыть всяких разных интересных мест в податливом песке.

Кто живет на реке много лет, те хорошо знают ее характер и легко могут проследить изменения береговой линии, ведь происходят они буквально на глазах, с каждым разливом река меняется. Но есть одно особо интересное явление, которое наблюдать можно не часто, но последствия его видны еще много много лет. Речь идет как раз об образовании тех самых подков.
Начинается все с петли реки, где она делает разворот на 180 градусов, таких мест на Клязьме полно. Правда, вот расстояние между двумя руслами в такой петле может быть разное. Где-то нужно пройти с полкилометра, чтобы срезать петлю и попасть на все ту же речку, но текущую уже как бы в другую сторону. А где-то буквально метров тридцать разделюет два русла. Ловишь себе ловишь, вода у тебя течет справа налево, потом решаешь сменить место, разворачиваешься на 180 градусов, делаешь двадцать шагов и ты уже на речке, где вода течет слева направо, с непривычки это чудно и странно. А потом еще как представишь, какую дорогу проделывает поток, чтобы вернуться вот сюда, буквально тебе за спину. Ведь петли бывают чуть ли не по километру длиной. Кажется, зачем такую дальнюю дорогу делает река, текла бы уже напрямую.
Видно, мысли материальны, и вот речка начинает медленно подмывать берега в самом узком месте. С каждым разливом все уже и уже становиться перешеек: сначала на нем можно было развернуться на машине, глядишь, года через два уже только одна колея, по которой можно проехать на заветный песчаный пляж, что обычно бывает в месте крутого поворота реки. А однажды весной придешь на знакомые места, но их уже не узнать: вода сходит и оставляет за собой удивительную картину – поток уже хлещет напрямую, срезав огромную часть пути и оставив большую территорию, включая твой заветный пляж, отрезанной от суши. Вот и получился остров, окруженный теперь уже старым руслом Клязьмы и с другой стороны омываемый потоком, устремившимся по новому руслу. Красивая это картина, обычно первый же разлив натаскивает на место бывшего перешейка мощные коряги, намывает ниже или выше по течению песчаные косы, ту же образуется и внушительная яма с обратным течением.
Кроме красоты, такие места славятся и богатыми рыбными запасами. Мне приходилось наблюдать три такие подковы примерно в одном районе. Одна из них была уже старой, когда ее промыло, я не видел, а две образовались на моих глазах: одна лет десять назад, другая буквально в прошлом году. Интересно пронаблюдать, как меняется рельеф и состояние воды этих стариц, а также видовой состав рыбы в них. Практически в первый же год заход свежей воды в старое русло очень резко снижается, течение там есть, но оно минимально, в местах входа и выхода реки обычно намываются косы, так что перешейки становятся очень узкими, соответственно, и воды затекает мало. А в глубине петли русло долго остается широким, как будто река все еще здесь течет.
Буквально с первого года на самом месте промыва, где образуется струя с мощной обраткой, поселяется жерех, в основном мелкий, здесь он гонят малька, выскакивая из-за струи. Через несколько лет яму с обраткой занимают щуки и судаки. Также в этой яме поселяются сом и налим, которых удобно ловить с намытых песчаных кос.
В самой же старице в первые несколько лет очень много некрупной рыбы, здесь буквально рай для мальков и, соответственно, небольших хищников. Пока еще песчаное дно не заволокло илом, растительности здесь не очень много, и водится вся рыба: здесь и подлещики, и подъязок, и голавль, и те же жерешки, что уж говорить про щуку и окуня с плотвой. Хорошо можно в это время ловить на поплавочные удочки и фидер на опарыша. Сюда также заходят речные караси и в первые годы клюют. На спиннинг поймать рыбу в подкове достаточно сложно, уж очень много здесь естественного корма, но вот поставить жерлицы – самое милое дело. Особенно хороша рыбалка в таких подковах зимой: здесь никогда не бывает заморов, ведь с реки всегда идет свежая вода, при этом тут почти нет течения, много разных по глубине и рельефу мест, и всегда стоит рыба. Зимой уловы все те же: окунь, плотва, подлещик, елец, конечно, ерш и пескарь. Единственное, щука куда-то напрочь исчезает из стариц на зиму, наверное, уходит в саму реку.
По прошествии нескольких лет подковы начинают заиливаться, уровень воды в них падает, они все больше отделяются от реки. Низкий, когда-то песчаный берег сильно заболачивается, ловить здесь летом уже невозможно из-за сплошной тины. В уловах реже попадаются лещ, елец и подъязок, жерешки тоже больше сюда не заходят. В основном остаются окунь, щука, плотва, караси. Ловля становится все более сложной, у рыбы появляется очень много корма. Чтобы успешно ловить, требуется приваживание. Зимние уловы тоже мельчают, ездят сюда теперь за живцом. На клев хорошей рыбы можно попасть только весной.
Совсем старая старица практически не радует уловами, да и летом она начинает сильно пересыхать, остаются лишь обособленные омутки, соединенные болотистыми канавами, жизнь здесь кипит лишь весной – в период нереста, летом водятся только выдры и лягушки. Но чтобы такая подкова умерла, должно пройти несколько десятков лет, в первые же годы своей жизни она дарит богатые уловы и выручает в самые бесклевые дни.
А что говорить про острова, которые образуются при таком промыве: там воцаряется дикая природа, люди сюда больше не заходят, ни пустых бутылок, ни костровищ, девственная красота. Хорошо бывает переплыть на остров на лодке, побродить немного по нему, вскипятить чай с ежевикой и черной смородиной, ну и, конечно, половить рыбу. Когда старицы зарастают, приходится долг искать хорошее место для ловли, и очень часто оно как раз оказывается со стороны острова. К тому же, острова всегда манят своей таинственностью, так и кажется, что на острове места интереснее, рыба крупнее, а клев лучше.