Активная ловля хищников в глухозимье

Изображение Активная  ловля хищников  в глухозимье
Изображение Активная  ловля хищников  в глухозимье

Охота за хищной рыбой после середины зимы всегда является активной, поскольку нужно много ходить, сверлить десятки лунок, менять приманки и опять перемещаться. Но случается так, что традиционная активная ловля на блесны не приносит успеха. Причин тому много, поскольку накладывается снижение содержания кислорода в воде, изменение уровня воды в водоеме, начавшиеся преднерестовые миграции окуня и судака.

С одной стороны, концентрация хищников растет, причем по разным причинам, а с другой – активность не повышается. Снижение пищевой активности в некоторой мере компенсируется конкуренцией в стае, но рыба становится весьма требовательной к качеству и размеру приманки. Вот и получается так, что эффективно ловить на блесну или балансир приспосабливаются только наиболее опытные специалисты. Но рыболовы не могут мириться с такой ситуацией, когда рыба есть, но не берет, и изобретают оригинальные приемы ловли. Собственно, ничего нового в них нет, если отказаться от стереотипа и проанализировать случаи из собственной практики.
В первую очередь стоит обратить внимание на крупных чертиков. Не редки случаи, когда кроме окуня или подлещика их хватают судаки и щуки. Та же щука относительно часто «обрезает» мормышки при ловле плотвы и окуня. Так вот, чертики в определенных условиях очень эффективны при ловле судака и форели.
Сейчас наступает то время, когда судак сбивается в стаи и перемещается по водоему. Если на водохранилище происходит снижение уровня воды, то судак концентрируется на глубоких поливах в непосредственной близости от русла. На крупных реках с мощным течением стаи судака и берша все ближе подходят к глубоким границам течения. Налим восстанавливает силы после нереста и постепенно приближается к относительно мелким (3-5 м) местам, видимо, придерживаясь уровня нахождения ерша. Теперь налим будет сопровождать икряного ерша до самого последнего льда.
Места концентрации судака близки к стоянкам леща, поэтому во время ловли леща все чаще попадаются судаки. Если это случилось, то имеет смысл сменить мормышку с мотылем на чертика или более крупную мормышку с пучком мотыля. Даже в тех водоемах, где судак в течение всей зимы стоит около самых глубоких мест, что характерно для карьеров, он может совершенно перестать обращать внимание на верховку и блесну с балансиром и начать исправно клевать на мормышку с пучком мотыля. Это собственно и наблюдается. На отдельных карьерах ловят, начиная с середины февраля, в течение месяца целенаправленно судака с бершом на крупную мормышку с подсадкой не только мотыля, но и червя. На волжских водохранилищах и водоемах канала им. Москвы вместо червя нередко хорошие результаты дает использование «тюльки», от которой не отказывается и крупный окунь, что, впрочем, случается относительно редко и ближе к концу марта.
Из особенностей техники игры стоит отметить, что судак редко хватает чертика и мормышку с приманкой выше полуметра от дна. Как правило, отрывают приманку от дна и очень медленно поднимают на 10-20 см с плавными покачиваниями. Почти никогда судак не соблазняется быстрой, активной игрой с быстрым подъемом. Собственно техника очень близка к технике ловли крупного окуня на глубинных и прикормленных мотылем лунках. После десятка медленных проводок лунку меняют, и так ходят весь день по двум десяткам лунок в известном районе ловли. В карьерах этот район определяется еще по первому льду во время ловли на жерлицы. В водохранилищах и крупных озерах места концентрации судака локальные и общеизвестные, поэтому ловля из года в год коллективная. После поимки одной рыбы весть быстро расходится и на следующих день рыболовы находят стаю и занимаются преследованием. На реках судак более мобилен и поэтому менее привязан к каким-то определенным местам. Именно на реках судака чаще обнаруживают «случайно» во время поиска с чертиком того же леща.
Весьма занятна ловля на чертика форели. Замечено, что когда наблюдаются перерывы в клеве этой рыбы на жерлицы и блесны, она может начать весьма активно реагировать на чертика.
Чертик нужен большого, можно сказать, максимального размера с очень прочными и острыми крючками. Пробить жесткую пасть судака или форели плохим крючком не удается. Крупный чертик нужен для того, чтобы опустить его на глубину до 10-14 метров, а на течении до 6-8 м. К тому же, нужно учитывать, что леска используется диаметром около 0,2 мм, а то и 0,25 мм. Связано это не столько с прочностью, сколько с жесткостью. Подсечь судака с глубины 8 метров на мягком монофиле затруднительно. Плетенка в этом смысле лучше, но в мороз градусов десять работать с ней одно мучение. Когда наступят весенние оттепели, то, конечно, будет смысл взять плетеную леску, но до этого еще далеко, да и ловля будет совершенно другой.
При охоте с чертиком или крупной мормышкой за форелью я предпочитаю подсаживать на крючок кусочек специальной «пасты». Из пасты я формирую на тройнике чертика небольшой шарик, который симметрично закрывает все крючки. Игра весьма схожа с игрой при ловле судака. То есть отрыв приманки от дна и медленная проводка с покачиванием до высоты около метра. Вместо теста актуален пучок крупного мотыля из полутора десятков личинок и червь, особенно на крючке мормышки. Поскольку форель обычно ловят с глубины не более пяти метров, то можно взять достаточно мелкую мормышку, но с очень качественным крючком. Преимущество чертика в том, что можно и нужно подсекать при первых признаках поклевки. Относительно небольшая мормышка хороша тем, что рыба берет ее более жадно, быстро и надежно заглатывает. Это же можно отметить и во время ловли берша и судака на джиг-головки с дополнительными подвесными крючками.
Теперь это хорошо известная ловля, которая получила наибольшее распространение на волжских водохранилищах. На конце лески 0,25 мм расположена обычная джиг-головка весом до 20 г с насаженной на крючок тюлькой или червем, а выше (5-15 см) на коротком поводке – одинарный крючок с той же или другой приманкой. Техника игры незатейливая и заключается или в периодическом подъеме и опускании приманки, или в простукивании дна в очень медленном ритме. Кстати, на течении хороша именно толстая леска, поскольку она парусит на течении и придает приманке игру. В периоды, когда рыба активная, имеет смысл перейти на более активный поиск и менять лунки чаще. В этом случае некоторые рыболовы с успехом меняют тюльку на виброхвост. Здесь важно уловить, насколько рыба активно хватает приманку. Чем более активна игра, тем выгоднее использовать виброхвост. Если обнаружена стоянка активного окуня, то кроме балансира хорошие результаты дает головка, но не традиционной формы, а перевернутой т-образной с высоким сопротивлением во время подъема. С самым маленьким твистер на крючке такая приманка обладает активной рыскающей игрой. Взмахи нужно делать резкие, но короткие, с увеличенной паузой.
Джиг-головки используются во время ловли налима. Такое ощущение, что скоро налима вообще перестанут ловить на блесну с подсадкой кусочка рыбы или червя, а блесну заменит джиг-головка. Думаю, что это не достаточно обосновано. Замечено, что во время нерестового хода, когда налима ловят на глубоких каменистых и галечных местах ночью (в Московской области ловля налима в нерестовый период, и тем более ночью, запрещена), он хорошо откликается на плоскую блесну с подсадкой на крючке. Когда налим выходит на более мелкие места, то лучше работает крупная мормышка с червем или даже пучком мотыля на крючке.
В целом, в глухозимный период замена блесны на мормышку, чертик или джиг-головку с подсадкой червя, мотыля или полоски свежей рыбы имеет смысл в подавляющем большинстве случаев. На мой взгляд, это имеет смысл не только в глухозимье, но и в другие периоды. Просто когда по последнему льду задача сведется только к поиску рыбы, уже не будет смысла возиться с червем и мотылем, поскольку хищник будет исправно брать и блесну, и балансир. А пока приходится приспосабливаться и в буквальном смысле соблазнять рыбу «деликатесами».