На минувшей неделе столичный регион находился в зоне действия обширного антициклона, что выражалось в крепких ночных морозах и в очень солнечных днях с весенней капелью. Однако такая погода хороша для прогулок, но не для рыбалки, потому что избыточная освещенность даже под толстым льдом действует практически на всю рыбу угнетающе. К тому же, в середине отчетного срока случилась сильнейшая магнитная буря, которая еще более ухудшила негативную ситуацию с клевом на разных водоемах. И даже когда в конце недели давление стало быстро падать, а небо закрылось облаками, это мало сказалось на пассивном поведении рыбы, поскольку любые резкие изменения внешней обстановки требуют какого-то времени для адаптации подводных обитателей к новым условиям жизни или для поиска комфортных мест на водоеме.
Когда много говорят о пресловутом февральском глухозимье, то обычно это делают рыболовы-теоретики, которые на рыбалке бывают от случая к случаю и давно потеряли связь с теми тонкими процессами, которые постоянно идут у воды и под водой и которые неразрывно и причинно связаны друг с другом. На самом деле, в условиях замедления скорости усвоения пищи рыбьим организмом в середине зимы от рыболова только-то и требуется, как перейти на использование тонких снастей и предельно мелких приманок, движения которым желательно сообщать размеренные, замедленные, сообразные тому темпу жизни, который по биологическим причинам установился подо льдом. А улов умелого рыболова в эту пору может даже превышать результаты суетливых рыбалок по первому льду, потому что подо льдом всё достаточно стабильно и рыбу ожидаешь на примеченных хороших местах, да и день уже длиннее, и конкурентов-теоретиков меньше, потому что не барское это дело – ходить по глубоким снегам и бурить толстый лед.
А вот про то настоящее глухозимье, которое из года в год приходится на весенний март, когда в природе вроде бы всё оживает, сказать что-то определенное очень трудно. Потому что и в эту пору уловы вдруг случаются просто грандиозные, а уже на следующий день повсеместно наблюдается полное бесклевье, хотя вокруг вроде бы ничего не изменилось – то же небо и та же вода… Можно предположить, что на хороший клев удается попасть случайно, когда под рыболовом вдруг окажется стая той или иной рыбы, которая где-то сформировалась и теперь, подчиняясь природному инстинкту, медленно движется к местам будущего нереста. В то же время ловля рыбы, даже в большом количестве стоящей под лункой, но не охваченной стайным азартом, может давать лишь редкие и вялые поклевки. Поэтому если есть надежда, что в большом водоеме обязательно где-то есть клюющая рыба, то ее нужно упорно искать, невзирая на дальние переходы и тяжелый для сверления лед. Конечно, почти нет смысла делать такой труд на ограниченных по размерам прудах, карьерах или небольших озерах – здесь к концу зимы обычно везде условия одинаковые и зачастую очень сложные, близкие к заморным, и потому тут хватит двух-трех контрольных лунок, чтобы затем отбыть на более перспективный водоем. И еще, если хорошо освоить какой-нибудь портативный эхолот и научиться извлекать максимум информации из его показаний, то это немало поможет в поисках не просто рыбы, а именно активной рыбы. Прежде всего, нужно особое внимание обращать на те места, где замечена рыба в толще воды, также можно рассчитывать на клев там, где рыба регистрируется прибором не только строго на дне, а в достаточно толстом слое воды вблизи дна – значит, рыба, возможно, кормится, создавая суету в придонной области.
Характерным примером того, что рыба в водоеме есть, безусловно, повсеместно и в достаточном количестве, но ловится сейчас не везде, могут служить две рыбалки в середине минувшей недели на Рузском водохранилище под Акатово и в Овсяниках, где и условия ловли практически одинаковые, если ориентироваться только на плотву и окуня. Так, в районе Акатова на обширном поливе с глубинами до 6 метров рыболовам не удалось найти скоплений активной плотвы и пришлось довольствоваться ловлей окуней максимальным весом до 150 граммов. Но и полосатый хищник брал очень вяло – на самую мелкую мормышку с мотылем, только со дна и на неподвижно установленную снасть. Здесь же лещатники, которые сидели по руслу, тоже не имели заметного успеха и уже в середине дня многие покинули водоем. Напротив, на том же поливе, но под Овсяниками, что примерно в полукилометре от Акатова, рыболовы на клев не жаловались – плотва быстро и плотно вставала на прикормке и хорошо брала как на поплавочные удочки, так и на чертика без насадки. Данный факт говорит только об одном, что разная рыба на Рузе сейчас пришла в движение и ее надо каждый раз искать, не жалея сил и времени. Подобному поведению рыбы, возможно, способствует не только наступление весеннего сезона, но и начавшийся быстрый сброс воды в водохранилище, когда уровень в течение недели падает примерно на полметра. Может быть, теперь стоит обратить внимание не на основные плесы водоема, где дела хорошо шли зимой, а искать рыбацкую удачу в его верхней части – от Глазова до Осташева, где и проточность усилилась, и рыба более уплотнилась из-за уменьшения акватории.
На Можайском водохранилище также стала явной разница в активности клева различной рыбы, к примеру, под Красновидово и гораздо ближе к верховьям – под Троицей. На главном плесе дела идут не лучшим образом – в основном попадаются мелкие плотва и окунь, а подлещик вообще клюет плохо. Зато под Троицей подлещик и даже полновесные лещи исправно ловились прямо с русла, а на прилегающих к нему поливах не было проблем с клевом окуня и плотвы, правда, тоже некрупных. Изменилась ситуация с местной уклейкой, которую здесь ловили две предыдущие недели, теперь же она словно вымерла. Но так уже бывало, эта рыба тоже мигрирует весной – ее начинали ловить под Троицей, а заканчивали под Крылатками, что гораздо выше по течению. Кстати, рядом с уклейкой тогда обнаруживался и судак.
На Угличском водохранилище продолжается быстрый сброс воды – до полметра в неделю, что привело к оседанию на грунт льда на больших площадях прибрежных поливов. Это в свою очередь уплотняет рыбу на оставшихся узких прирусловых полосах мелководий, а также побуждает ее входить в притоки водоема, где снижение уровня воды усиливает течение. На минувшей неделе, несмотря на яркое солнце, на данном водоеме очень хороший клев был на длинном поливе с глубиной до 4 метров ниже устья р.Медведицы. Однако же основную массу улова здесь составляла только густера весом около 150 граммов, а вот плотва и окунь ловились совсем мелкие и редко. Следует предположить, что эта рыба и, возможно, лещ, судак и щука уже двинулись в глубокие реки, в Медведицу и Нерль, где их и надо искать, но желающих делать это практически нет, потому что лед необычайно толстый. Что касается той же густеры, нужно еще отметить, что эта рыба все же не весь день клюет одинаково хорошо – явные пики активности наблюдаются в первые утренние часы и затем уже ближе к вечеру.
На разных участках Оки под Каширой рыбалка тоже теперь сильно различается по результатам, несмотря на то, что эхолот почти везде показывает много рыбы. К тому же, и на этой реке в солнечные дни рыба явно лучше ловилась утром и ближе к вечеру, а днем клев практически замирал и у белоглазки, и у судака с бершом. Самые плотные скопления крупной белоглазки и густеры на Оке удавалось находить на участке от устья р. Каширки до ГРЭС, где, кстати, и лед не такой толстый, как в других местах. Однако, где бы ни показывал эхолот много рыбы, клевала она только в узкой зоне глубин от 6 до 7 метров, причем тоже в весьма локальных точках, которые находятся после бурения множества лунок. Что касается хищников, то их поклевки чаще всего отмечались ближе к вечеру, при этом судак и берш также придерживались узкой полосы в реке, где глубина составляла 11–13 метров. На другом участке Оки под Белопесоцким монастырем дела у рыболовов шли гораздо хуже – где бы ни обнаруживались плотные стоянки рыбы, довольно вяло ловилась лишь мелкая белоглазка, однако с приходом облачной погоды всё может измениться.
На малых реках столичного региона, где обычно клев оживляется раньше, чем на других водоемах, после столь суровой зимы рыбалка пока складывается своеобразно. К примеру, на глубинном участке р.Пахры под с.Ям, где уже появились промоины и ловля стала опасной, на минувшей неделе крупная рыба попадалась очень редко, а мелкие густера и подлещик на мормышку брали гораздо хуже, чем на неподвижную снасть в виде грузика и поводка с крючком. То же самое было и на плесах малой речки Рожайки, где подо льдом всего-то несколько десятков сантиметров воды. И здесь мормышка давала поклевки лишь мелочи, но на снасть с поводком и мотылем на крючке в определенных местах с ровным течением попадалось немало мерной плотвы весом до 300 граммов. Неутешительные слухи доходят с Рыбинского водохранилища: на многих притоках водоема наблюдается замор рыбы, в частности, гибнет рыба на р.Сить выше Брейтова.
Комментарии (0)