Кто наш Соколиный Глаз? Литература как средство становления охотника

Изображение Кто наш Соколиный Глаз? Литература как средство становления охотника
Изображение Кто наш Соколиный Глаз? Литература как средство становления охотника

Мы не создали благородного героя — русского охотника со времен царской России, образ жизни которого был бы примером для наших мальчишек

Я пришел в охоту не только благодаря книгам С.Т. Аксакова, Виталия Бианки, Евгения Спангенберга, Георгия Скребицкого, Алексея Ливеровского, Николая Смирнова, Ефима Пермитина, Александра Перегудова, Владимира Германа, Александра Рыковского, Ростислава Дормидонтова и других писателей советского периода. Огромную роль в моем становлении как охотника сыграли произведения иностранных авторов о жизни в дикой природе.

Когда мне было 13 лет, мама принесла из своей институтской библиотеки книгу Фенимора Купера «Следопыт», и она перевернула мою жизнь. Потом были «Зверобой», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия», и образ главного героя пентологии Купера, охотника Натти Бампо я не только запечатлел, но и сохранил на всю жизнь.

Соколиный Глаз, Длинный Карабин, Следопыт, Кожаный Чулок — почему таких героев не было в России? Отвага, смелость, благородство — вот их основные качества. Потом, в 60-70-х годах появились фильмы-экранизации этих произведений, особенно запомнились два румыно-французских фильма: «Приключения в Онтарио» и «Прерия» с Хельмутом Ланге в главной роли.

Можно еще перечислять писателей, но, увы, все они иностранные. Француз Габриэль Ферри — автор знаменитого романа «Лесной бродяга», его главный герой — точная копия куперского Соколиного Глаза, но книга более захватывающая.

Изображение
 

Гюстав Эмар, 25 томов которого мне посчастливилось прочитать, поступил юнгой на корабль торгового флота, долгие годы путешествовал по Северной и Южной Америке, несколько лет жил среди индейцев, был охотником и следопытом. Вернувшись во Францию, писал произведения об отважных охотниках и нелегкой и опасной жизни среди индейцев. Он олицетворял собой главных героев своих книг — белых охотников. В 1899 году его сочинения вышли в России. Ими зачитывалась молодежь, их высоко ценили Николай Гумилев, Александр Грин, Самуил Маршак.

О смелых, благородных и отважных охотниках и ковбоях писали и в книгах-вестернах Майн Рид, Карл Май, Луис Ламур, Эмилио Сальгари, О. Генри — авторы иностранные. А что же русские писатели? Да, «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева, таежные произведения Г.А. Федосеева известны и любимы охотниками. Но таких книг мало.

Другие малоизвестны или вышли из печати не так давно: «Далеко от неба», «Зона обетованная» Александра Косенкова, «Марь» Алексея Воронкова, «В дебрях урмана», «Тяжкое золото» Александр Минченкова, «Страна Соболинка» Владимира Топилина, «Последний костер» Андрея Томилова. К сожалению, эти хорошие книги предназначены для более старшего поколения, у кого уже сформировано мировоззрение, а для детей и юношества нужны книги о наших Соколиных Глазах и Следопытах.

Жаль, что сейчас большинство детей не читают книг, а всю информацию черпают из интернета. Не думаю, что они читают электронные книги. Это уже новое поколение, и думается, еще не потерянное для нашей страны.