Каждый рыбак своего улова

Изображение Каждый рыбак своего улова
Изображение Каждый рыбак своего улова

Практически каждая рыбалка — это история. Даже если нет клева. Казалось бы, что хорошего в пустом садке?! Оказывается, кое-что есть.
Но не подумайте, что я мучаюсь галлюцинациями и «вижу» то, чего в природе не существует. Я всего лишь замечаю, отсутствие рыбы не говорит о том, что рыбалка прошла безрезультатно.

В начале ноября речная рыба готовилась к зиме, и в этом занятии ей было не до нас, грешных рыбаков. В прудах же сезон ловить карасей тоже прошел… А хотелось, не скрою, испытать азарт от подсечки и вываживания, почувствовать реальную тяжесть на крючке и принести домой рыбки. И вот перед тем, как лед целиком сковал местные водоемы, я уговорил себя сбегать на платник и уж обязательно выловить что-нибудь увесистое.

В прошлом году форель ловилась неплохо, так что особенного беспокойства я не испытывал. Однако все пошло совсем не так, как я планировал. Шумный аэратор переместили в угол пруда, где я прежде занимал боевую позицию. Не знаю, как рыбе, а мне звук компрессора был совсем не по душе. С грустью пошел на другой берег. Под ногами скользкая глина, несмотря на ночные заморозки. Тоненькая ледовая корочка покрыла не менее половины водяного зеркала. Так что закидывать приманки приходилось осторожно, с расчетом не переборщить.

Как известно, форель можно ловить различными способами. Например, многие успешно применяют спиннинг и искусственные приманки. Я же решил отдать предпочтение старому проверенному способу и зарядил свое дальнобойное орудие с плавающей оснасткой слегка подтаявшей креветкой, предварительно оторвав последней голову (уж очень она была большая), и сосредоточил все внимание на красной шапочке поплавка. Поклевок не было...

Я изворачивался как мог: менял глубину, освежал насадку, подбрасывал в сторону поплавка подкормочные гранулы — специальную для форели. Достал вторую снасть и забросил ее. Но… «в ответ — тишина»!

Как позже выяснилось, форель в этот день отказывалась брать на стоячие приманки и реагировала только на движущиеся. Это подтвердили и другие рыбаки, пришедшие ловить с поплавочной оснасткой. Честно говоря, я не ожидал такого изменения. Сказалось отсутствие опыта.

Прошло часа полтора активного ожидания и самоподбадривания. В это время рыбаки-соседи, забрасывая спиннинг, периодически вытаскивали из воды по увесистой рыбине. Особенно преуспевал в этом занятии Владимир, с которым мне удалось познакомиться. Он с удовольствием стал делиться своим бесценным опытом.

У меня тоже были с собой спиннинг и искусственные приманки, но, взглянув на них, рыбак сказал: «Грубоваты… На форель нужно идти с деликатной оснасткой и легким инструментом». А дальше… Передо мной открылся новый чудесный мир. Множество форелевых колебалок всевозможных расцветок (раскрашены самим владельцем), с одним крючком на заводном колечке, весом до трех граммов — занимали несколько поролоновых «страничек» в специальном чехле. Всевозможная резина, которой прежде не видывал, например, миниатюрные черви, рачки, твистеры, октопусы, включая съедобные экземпляры — лежали в отдельном боксе. В одном из карманов присутствовали легкие бомбарды и специально подготовленные поводки на все случаи жизни. И это далеко не полный перечень того, что было скрыто в самом простом спортивном рюкзачке.

Владимир считает себя перешедшим в разряд спиннингистов. Теперь его стихия ультралайт. Ему он уделяет свое свободное время даже зимой, на водоемах, где специально поддерживают температурный режим, препятствующий образованию льда.

Поскольку ловля на поплавочную снасть не приносила мне никакого результата, я решился достать свой бюджетный ультралайт (палочка, кстати, вполне рабочая). Миниатюрных колебалок с собой не было, не привык я еще к ним, только легкие вертушки. Что ж, поработаем ими…

В течение двух часов, которые у меня были оплачены я исправно старался забрасывать обманки, среди которых были и небольшие джиг-головки с силиконовыми твистерами (но не такими, как у Владимира), и надо сказать, нисколько об этом не жалею. Но мой счет по выловленной рыбе не сдвинулся с нулевой отметки. Зато я имел возможность воочию наблюдать, как работает спиннингом профессионал. Понял я, почему для ультралайта важна небольшая надежная катушка и что заброс надо осуществлять не всем телом, а работая плечом и кистью.

Также очень важным моментом стал цвет приманки. Оказывается, в сумерках или в пасмурную погоду лучше работают яркие, кислотные расцветки, а с появлением солнца следует переходить на более спокойные тона. Для правильной игры надо применять определенную последовательность движений, а для этого обязательно в уме считать количество совершенных между паузами оборотов катушки. Например, для легкой форелевой блесны и катушки размером 2500 можно совершать три оборота, затем паузу и так до конца (или другой режим, но периодичность подмоток и пауз должны сохраняться), для «тысячника» лучше делать не менее 5 оборотов, особенно если передаточное число у катушки невысокое. Для поверхностного воблера и других приманок применяется иная игра.

К сожалению, я не позаботился в тот день о фотосъемке. Очень обидно. Возможно, я не стал бы записывать этот случай в свой «полевой блокнот», если бы не одно обстоятельство, которое является неотъемлемой частью рыбацкого сообщества и несет для меня первостепенное значение. Это некое состояние единения рыбацких душ, которые каким-то чудесным образом находят друг друга и могут составлять единое целое, вне зависимости от возраста, национальности, материального достатка, опыта и прочего. Мало кто будет расходовать свое время на объяснение прописных истин незнакомому новичку. А настоящий рыбак станет. И случай с Владимиром — яркое тому подтверждение (кстати, подобных случаев в моей практике было достаточно).

Ради таких встреч, ради интересного общения и существует рыбалка. Сегодня, когда нас все время пытаются разделить на успешных и честных, русских и «не наших», когда во главу угла возводится шальная деньга и напрочь забывается история и культура, рыбалка — это для многих спасательный круг, это возможность побыть в атмосфере не лжи, не варварского отношению к своей земле, не состояния злости. Одним словом, рыбалка для нормальных людей — это гармония, это место (где бы оно географически не располагалось), куда обязательно надо ходить так же, как мы ходим в театр, библиотеку, на творческие вечера...

Возвращаясь обратно, я нес не только рыбацкие доспехи, но и трех форелей. Это своего рода «приз», который настойчиво просил взять Владимир. Дело в том, что возвращать пойманную форель обратно в водоем не допускается (она гибнет), а выплачивать за превышение выловленной нормы, не хочется. Отказаться было нельзя. Спасибо, Владимир!